Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными

Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными

15 февраля 2019 22:44
10190

Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными

Из цикла «Наши люди»

В начале февраля 30-летний юбилей отметил совет ительменов Камчатки «Тхсаном» (что означает «рассвет») – самая первая общественная организация, объединившая представителей коренного населения не только Камчатки, но и всего русского Севера. В 1989 году она была зарегистрирована райисполкомом Тигильского района на основании постановления Совета народных комиссаров СССР 1932 года – других правовых документов для такого случая в тот момент в стране не существовало.

Все 30 лет деятельность «Тхсанома» неразрывно связана с именем Олега Запороцкого – яркой личности, хорошо известной как в общественном поле Камчатки, так и в среде КМНС России. С юных лет Олег Запороцкий стремился быть полезным своему маленькому древнему северному народу. Сначала улучшал что мог в родном селе Ковран, потом ратовал за то, чтобы в новой России создавались условия для процветания всех аборигенов Севера, отстаивал их права на традиционное природопользование. Когда понял, что эта борьба – неподъёмный труд, сосредоточился на практических шагах, направленных на сохранение и пропаганду ительменской культуры и традиционного образа жизни.

Путь активиста, особенно когда болеешь за дело душой, а не плывёшь в потоке по указанному направлению, не гладок и не сладок – случалось и Олегу Запороцкому переживать разочарования и набивать шишки. Даже носить ярлык сепаратиста пришлось. Но это не разрушило его ценности и не заставило сменить приоритеты. Об этом он и поведал нам в беседе о жизни современного городского ительмена.

Нежилец приехал!

- Олег Никитович, как проходило ваше детство в Ковране – небольшом селе в Тигильском районе?

- В 1960-е годы мы жили довольно тяжело. В семье было пятеро детей, я старший. Родился совсем крошечный – всего килограмм весил. Мать рассказывала, что все, кто в дом приходил и видел меня, говорили: «Это нежилец». И до сих пор, когда приезжаю домой, мама меня встречает словами: «О, нежилец приехал!». Она утверждает, что выжил я только благодаря медвежьей желчи, которую она по капельке давала мне с пищей – других лекарств не было.

В детстве я очень переживал, что такой маленький и слабенький. Поэтому газета «Советский спорт», которую я впервые увидел классе в 5-6-м, увлекла меня без остатка, и я стал активно заниматься физкультурой и спортом. Мой пример зажёг младших братьев и отца, но главное, что я укрепил здоровье, иначе мне было бы очень тяжело в жизни.

Работы по хозяйству было много. Нужно было следить за собаками, все каникулы были заняты заготовкой корма. Собак держали все – если во дворе не было упряжки, ты считался несерьёзным человеком. Идёшь по селу, сосед вскрывает яму с кислой рыбой для собак – запах на всю округу, до того неприятный! Хотя сейчас, признаюсь, я бы его вдохнул с удовольствием.

Когда повзрослел, к заботам о собаках добавилась заготовка дров. По выходным дням я помогал отцу их готовить в лесу на всю неделю, и потом ежедневно, если не было пурги, должен был сделать рейс, перевозя дрова домой. На тех же собаках. Потом стали самолёты летать – надо было ковранских пассажиров встречать в Усть-Хайрюзово. Самолёт мог и в десять вечера приземлиться. Отец меня посылает: «Собирайся, езжай». И еду за 20 км в ночи. Забираю людей, и в сплошной тьме везу их в родную деревню... Поэтому сейчас, когда вижу у кого-то 50-70 собак, думаю: «Боже мой, это сколько же труда!».

«Мы знали, что вернёмся»

- О чём вы мечтали, каким видели свой жизненный путь в советской юности?

- Родители нас настраивали однозначно: получить высшее образование. И четверо из пятерых детей в семье успешно окончили вузы. Тогда была такая государственная политика – аборигенов ориентировали на профессии либо педагогические, либо медицинские. И большинство шло по этому пути. Я же был так увлечён спортом, что после школы поехал в Хабаровск, поступать в физкультурный институт. Школу окончил хорошо, со средним баллом 4,75, и в приёмной комиссии мне сказали: «С такими оценками – считай, что поступил». Но не успел я обрадоваться, как обратили внимание на очки: «А что со зрением? Минус пять?! Извини, нельзя». Предложили пойти в пединститут – путь был открыт на любой факультет, но я так огорчился, что просто уехал домой.

Вернулся в Ковран, зимой в основном рубил дрова, летом пошёл работать в рыболовецкий колхоз «Красный Октябрь», на закидной невод. Назначили бригадиром, хотя я был самым молодым. Мы так отработали технику закидывания, что взяли около 500 тонн рыбы. Но надо было учиться. Уверенности во мне за потерянный год поубавилось, поэтому поступил в педучилище. Закончил хорошо и продолжил учёбу на истфаке Иркутского государственного университета. После ИГУ три года жил в Палане, преподавал в училище, занимался комсомольской работой. И когда почувствовал, что готов, пришёл в окружной комитет КПСС и сказал: «Если партия доверит, я готов работать председателем сельсовета в Ковране». Вскоре мне позвонили: «Готовься. Завтра вертолёт».

- Студенческие годы в Иркутске не вдохновили вас на поиски «лучшей доли» в других краях?

- Даже не думал об этом, хотя в университете мне предлагали остаться и заниматься кандидатской. Мы с одногруппниками до сих пор регулярно встречаемся, из 25 человек половина – кандидаты наук и два доктора. Они мне говорят: «Ты у нас был самым перспективным. И кем ты стал?». Но я не жалею.

Не только я – все ребята моего поколения, получив высшее образование, возвращались в округ. Мы считали, что обязаны это сделать. Это внутреннее чувство. Не знаю, откуда оно берётся, но во мне оно жило с детства: учиться хорошо, не подводить своих родителей. Когда стал старше – хотелось что-то сделать для родного села.

Тогда и в Ковране, и во всей Корякии было много молодёжи. Русскоязычное население очень благотворно влияло на Север. Приезжали люди подготовленные, молодые, задорные, и мы тянулись за ними. Сейчас молодёжи в сёлах мало, и это, на мой взгляд, гибельно для округа.

Когда мы были школьниками, к нам каждый год на зимние каникулы приезжали «шефы» - студенты Дальрыбвтуза. Как мы их ждали! Они для нас были – боги! Вдохновляли, заряжали энергией. Так было воспитано много местных кадров. У нас при ковранском исполкоме был совет, куда входили директор школы, заведующие детсада, магазина, больницы и т.п. Все, кроме заведующего отделением колхоза «Красный Октябрь», ительмены с высшим образованием. С ними интересно было общаться. А сейчас меня больше всего пугает то, что в северных районах Камчатки упал уровень образования населения. Это самая большая боль Севера. Да ведь и русский человек, говоря, что Камчатка – часть России, почему-то бежит отсюда. А освободившееся место заполняется приехавшими на заработки. В том же Ковране почти все педагоги приезжие.

Перестройка по-коврански

- Что вам удалось дать родному селу?

- Жизнь в Ковране бурлила! Началась перестройка, и мы творили всё, что могли. Интереснее всего было работать именно тогда: с 1986-го по 1993-й. Дважды наш сельский совет признавался лучшим в Камчатской области. Мы практически не спали, дел было невпроворот. Объявили ковранский сельсовет национальным. Провели в селе областную конференцию по ительменской культуре, на которую по нашему приглашению приехали партийные лидеры области. Зарегистрировали первое национальное предприятие. Закрепили территорию традиционного природопользования – просто решением сессии народных депутатов. Наивные были! Нас ничего не останавливало, даже полное отсутствие нормативной базы для подобных мероприятий. Организовали «Тхсаном» - на основании постановления совнаркома 1932 года. Стали проводить праздник Алхалалалай – и даже не думали, что он приобретёт такие масштабы.

Заражали ковранцев спортом, здоровым образом жизни. По выходным весь Ковран на лыжах бегал, часто брали какую-нибудь спортивную инициативу, например, пробежать на лыжах всем селом 8 тысяч км – навстречу зимней Олимпиаде в Калгари (именно такое расстояние разделяло канадский Калгари от Коврана). Составлялись графики, вносились все забеги, за неделю до открытия Олимпиады покорили дистанцию. Ко Дню Победы бегали «сто по тысяче» – была такая популярная эстафета, сто человек бегут по тысяче метров. Наш лучший результат был – пятое место в СССР. В окружных спартакиадах зимних видов спорта занимали первые места. У нас свои костюмы были, издалека видно: «Тхсаном». Выигрывали Спартакиаду КАО по лыжным видам спорта у всех районов и Паланы. Ездили с братанием в Мильково – одна бригада на двух Як-40 летела, другая шла пешком. Устраивали лыжные переходы из Паланы до Эссо и обратно. Это всё было интересно, захватывающе и очень объединяло. Правда, и первый серьёзный негативный опыт я получил в тот же плодотворный период.

Один в тундре не воин

- Что это были за события?

- В 1988 году на партийной окружной конференции, выступая по вопросу о межнациональных отношениях, я в своем выступлении дал окружному комитету партии неудовлетворительную оценку. Аборигены меня поддержали. Возникла напряжённая ситуация. Во время перерыва руководители делегаций побеседовали с аборигенами, и они изменили мнение. Когда голосовали, кто за такую оценку, руку поднял я один. Оглядел зал – ни рук, ни глаз. В один день я стал антигероем Корякского округа. По радио передали выдержки из моего выступления, а потом ещё десять человек, и каждый говорил, как сильно я не прав. Тогда я убедился в силе СМИ. Для меня это был ужас, конечно. И по сей день периодически региональные СМИ размещают на своих страницах заказную лже-информацию обо мне и моих родственниках.

Потом была запоминающая конференция коренных малочисленных народов Севера в Новосибирске, где в кулуарах шла речь о создании общественных объединений. И я – самый молодой делегат от Камчатской области, жаждущий что-то делать, предложил старшим корякским товарищам: «Давайте создадим ассоциацию коренных народов в Палане». Два уважаемых корякских аксакала сказали мне: «Езжай в Ковран и делай там свою ительменскую, а мы сделаем свою». Для меня это было настоящим ударом. Я не ожидал, что они могут так ответить. Ушёл с чувством сильной обиды. Правда, потом ярлык сепаратиста на меня повесили, обвинив, что это я отделился от Паланы. Через три месяца, пятого февраля 1989 года, «Тхсаном» был зарегистрирован. Корякская ассоциация была создана на год позже, и тоже пятого февраля.

Запомнился и 1997-й, год 300-летия присоединения Камчатки к России. Среди аборигенов многие тогда говорили, что пора назвать вещи своими именами и признать, что это была обыкновенная колонизация. Мы предложили озвучить этот факт и провести акцию – не танцевать на площадях в этот день. Многие аборигены горячо поддержали инициативу. Но на них поднажали, и все рванули веселить народ – и на Камчатке, и в Москве.

Последствия своей принципиальной позиции ощущаю до сих пор. За участие в организации митинга против конкурсов на рыбопромысловые участки в Петропавловске в 2008 году мою общину к конкурсу просто не допустили.

Поэтому теперь, когда мне говорят: «Что вы сидите, надо выступать, добиваться!», - я отвечаю: «Нет уж, ваше время пришло историю делать». Я достаточно «повоевал» и сейчас реально оцениваю ситуацию и понимаю, что наши народы, не прошедшие нормальных консолидирующих процессов, через которые прошли все большие народы (а они прошли через огонь, войны и кровь), в силу своей малочисленности, вряд ли способны серьёзно объединяться и отстаивать свои права. Тем более, что в нашей стране делать это с каждым годом становится всё тяжелее. Я чувствую, что мой ресурс не бесконечный, и очень нуждаюсь в преемнике! Надо, чтобы за дело брались молодые. Когда я был молод, меня ничего не останавливало. А сейчас я хочу «переформатироваться», найти себя в другом деле.

У нас было три хороших федеральных закона, таких ни в одной стране не было. Когда их принимали в 1997-2001 годах, мы страшно гордились: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Постепенно законы выхолостили, превратили в пустые бумажки. Приказали долго жить базовые статьи по защите прав народов Севера из закона о недрах, земельного, лесного, водного кодексов. Где сегодня приоритетное право коренных народов на доступ к биоресурсам и к своим землям? Тоже одни воспоминания. Когда сегодня начинают говорить о предполагаемых изменениях в законодательство, у меня одна мысль: «Не трогайте то, что есть. Потому что после внесённых изменений коренным, как правило, становится хуже».

Говоря о региональном законодательстве, Камчатку не отнесёшь к передовым в России. Нет законов о территориях традиционного природопользования, об оленеводстве и т.д. Хотя наш сосед, Чукотка, в 2018 году принимает закон о ТТП. А чем она лучше нас? В регионах, где нет регионального законодательства, упадок происходит стремительно. Что в целом мы и наблюдаем. Работая Уполномоченным по правам коренных народов в Камчатском крае, я предлагал внести изменения в региональный закон, наделив данный статус правом законодательной инициативы. Отказали.

Я участник всех восьми съездов коренных малочисленных народов Севера. На первом съезде в президиуме был Горбачёв, председатель Совета Министров Рыжков, члены правительства. Работали вместе с нами: утром пришли – вечером ушли. А сейчас представители правительства час поприсутствуют и разбегаются, в лучшем случае какой-нибудь министр задержится. Это зеркало отношения. После первого съезда нам открыли все пути, аббревиатура АНС – Ассоциация народов Севера – звучала очень весомо. Мы, народы Севера, радовались и думали, что так будет всегда. Не нашлось опытных людей, которые бы подсказали: «Ребята, всё-таки главное – это законы и экономика. Работайте в этом направлении!». И постепенно время поменяло страну. Теперь права коренных народов Севера России органами власти трактуются как льготы, что является грубейшим нарушением Конституции РФ.

Поверившие в рассвет

- Какие задачи ставила перед собой организация «Тхсаном»?

- Изначально мы занимались возрождением традиционного образа жизни – как культуры, языка, так и традиционного ведения хозяйства.

В 1997 году зарегистрировали региональную территорию традиционного природопользования «Тхсаном», провели землеустроительные работы, субъектом ТТП определили союз общин, контроль за соблюдением режима закрепили за государственными органами совместно с представителями союза общин. Но в 2001 году прокурор округа Чуев опротестовал образование ТТП «Тхсаном» и губернатор Логинов её отменил. Мы подали заявку в Минэкономразвития Российской Федерации об образовании территории традиционного природопользования «Тхсаном» федерального значения. Отказа в образовании ТТП не было, но и никаких шагов в сторону удовлетворения заявки правительство не принимало. Эта ситуация легла в основу судебного разбирательства в московских судах. Пройдя все инстанции в России, мы обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой на действия органов судебной власти РФ при рассмотрении дела «Тхсаном». ЕС признал нашу жалобу неприемлемой без объяснения причин. Словом, школу мы прошли серьёзную.

С культурой получилось лучше. 1990-е, которые принято называть трудными, оставили у меня очень хорошие впечатления. Конечно, призами на Алхалалалае тогда бывали мешок сахара или муки, и все им радовались. Но в то время мы сумели дважды отправить делегации Коврана на большие международные мероприятия: на юбилей Георга Штеллера в Германию и на национальный фестиваль «Риду-риду» в Норвегию. Причём не только танцоров, но и учителей, и традиционников. Всё делали сами – власти и рядом не было. А мощная спонсорская поддержка была – в лице главы предприятия «Иянин Кутх» Ивана Михнова. Он очень поддерживал нашу работу, относился с пониманием и не скупился, благодаря чему Алхалалалай в Ковране проводился как настоящий фестиваль – неделю. Мы приглашали танцевальные коллективы со всей Камчатки, устраивали восхождение на гору Эльвель (и ковранский ансамбль «Эльвель» мы хорошо поддерживали, в тот период он стал визитной карточкой Ассоциации КМНСС и ДВ РФ).

«Алхалалалай» сыграл роль идеологического стержня, вокруг которого «Тхсаном» объединял ительменов и жителей Камчатки. Древний ительменский обрядовый праздник вырос в большой праздник всего Камчатского края, и это, на мой взгляд, наше главное достижение. Мы даже в Москве проводили Алхалалалай, что хорошо в плане просвещения и пропаганды ительменской культуры. И то, что в Сосновке появился Пимчах, а потом в Вулканном «Хальч» – это всё звенья одной цепи.

Вклад в сохранение языка – тоже наше бесспорное достижение. Созданы учебники, литература, даже караоке на ительменском. Анализируя ситуацию с активистами сохранения ительменского языка, пришли к выводу, что пособий и учебников, чтобы изучать язык, достаточно. Другой вопрос – кто его будет изучать? Кто хочет знать родной язык? Желающих мало. Семья как важнейшая составляющая сохранения языка потеряна. Но самый острый вопрос – это преподаватели. По сути, квалифицированный преподаватель у нас всего один. В этом направлении надо срочно принимать меры.

- Тема сохранения языка, как и традиций в целом, вызывает вопрос: стоит ли так уж стараться их сберечь, если жизненной нужды в них уже нет?

- Конечно, сохранять традиции нужно там, где ими пользуются, где живут люди. Любая попытка перенести их на другую почву, приводит к тому, что традиции становятся стилизованными, декоративными. Вот почему на месте законодателей я бы создал нормальные условия для жизни аборигенов на Севере, дал бы им побольше прав – ловите рыбу сколько и когда надо. Но в город эти права с аборигенами не перекочёвывают.

Когда люди захотят жить на Севере, они сами вспомнят все важные традиции своего народа и о достижениях научно-технического прогресса не забудут. Примером может служить Ямало-Ненецкий округ. На Ямале очень серьёзная господдержка оленеводства, и традиции там сильны. Видели бы вы, с какой гордостью ненцы носят национальную одежду – и не по праздникам, а по будням, на работе. Приглашают к себе в табун, на глазах гостя за семь минут обрабатывают оленя, тут же угощают. Просто фантастика! А в вечернее время приходят на мероприятия в костюмах и при галстуках. От этих людей так и веет уверенностью в себе.

- Что из национальных традиций вы реально применяете в жизни сегодня?

- Я болею национальной кухней. Очень рад, что отец когда-то заставлял меня учиться. Я не хотел, думал, мне это никогда не пригодится. В самом деле: умение готовить нерпичий жир, юколу и кислые головки не казалось привлекательным. Сейчас отношение полностью поменялось, и я ценю уроки отца. Он научил разделывать зверя, готовить так, чтобы всё было красиво, выглядело аппетитным. И когда я приношу угощенье, люди просто налетают, и потом удивляются, узнав, что эта вкуснятина – ласты нерпы или медвежьи лапотки.

Я научился готовить в городских условиях, сегодня есть множество приспособлений, чтобы делать это легко, не то, что раньше. Живя в городе, я ем юколы и нерпичьего жира больше, чем в Ковране. Жена сначала смотрела с сомнением, а сейчас у нас есть рыбные дни, когда она с удовольствием ест вместе со мной и строганинку, и жирок. Когда собираю сыновей Сергея и Никиту, дочь Алину, своих многочисленных племянников и внуков на даче, тоже готовлю им национальные блюда. В последний раз угощал шурпой из зайца, которого сам добыл. Прошлым летом попробовал заготавливать пучку. В детстве мы ели её свежей, в сезон, в салат вместо огурцов мама крошила. А я насушил стебли, храню в вакуумной упаковке, на вкус очень приятны. Заготовка пучки – процесс довольно трудоёмкий. В следующем году уделю ему больше внимания. Ительмены, по воспоминаниям Штеллера, были самыми крутыми собирателями. Но многое забыто. Хотелось бы, чтобы мы говорили о традиционных знаниях ительменов не в прошедшем времени.

Беседовала Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото из архива Олега ЗАПОРОЦКОГО.

15 февраля 2019 г.

  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .
  • Льготы не могут заменить права, а традиции не должны стать декоративными .

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Житель Камчатки за неуплату ипотеки лишился дома за 8 миллионов рублей

24.04.2024
288
Житель Камчатки за неуплату ипотеки лишился дома за 8 миллионов рублей

Жителю Камчатки не удалось отстоять свой дом, заложенный несколько лет назад банку, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом суде.

В 2019 году двое камчатцев взяли ипотечный кредит. По договору дом стоимостью свыше 8 миллионов рублей, расположенный на земельном участке в Елизовском районе, стал предметом залога.

Созаёмщики допустили длительную просрочку платежа. Банк подал иск о расторжении договора и о взыскании залогового имущества. В связи со смертью одного из должников, отвечать по кредиту пришлось только его товарищу.

Иск суд удовлетворил. Мужчина оспорил решение, указав, что дом является единственным его жилищем и не подлежит взысканию. Также он не согласился с оценкой его стоимости.

Краевой суд установил, что стоимость заложенного имущества определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы. Кроме того, единственное жильё не может быть взыскано, если только не является предметом ипотеки, тогда как между истцом и ответчиком был заключён именно ипотечный договор.

На этом основании краевой суд оставил решение коллег без изменения.

Камчатские ветераны Великой Отечественной могут бесплатно слетать на материк

24.04.2024
230
Камчатские ветераны Великой Отечественной могут бесплатно слетать на материк

«Аэрофлот» в честь 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне проводит традиционную акцию для ветеранов, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в авиакомпании.

Билеты можно оформить с 24 апреля по 12 мая включительно. Совершить полёт необходимо с 3 по 12 мая.

Бесплатным перелётом в экономическом классе обслуживания могут воспользоваться ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, проживающие на территории России, в странах СНГ, Балтии и Грузии или являющиеся гражданами этих государств. Каждый ветеран может оформить бесплатную перевозку одного сопровождающего.

Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, являющимся ветеранами или инвалидами Великой Отечественной войны, авиакомпания предоставит бесплатный перелёт в классах Комфорт или Бизнес.

Полёт можно совершить между любыми пунктами внутренней маршрутной сети «Аэрофлота» и на рейсах между городами России и Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана. Действие акции также распространяется на рейсы под кодом SU, фактически выполняемые авиакомпанией «Россия» и авиакомпанией «Аврора».

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 5137 След.