Порт приписок
Порт приписок

В конце мая 1945 года в Камчатский обком ВКП/б/ поступили сведения о том, что плана I квартала Жупановский рыбокомбинат выполнил лишь на 87, а не на 140%, как рапортовало руководство предприятия (1).

Однако жупановцев нельзя причислить к пионерам завышения производственных показателей и приукрашивания реальности. Такого рода факты имели место на советской Камчатке и до Отечественной войны. В 1936 году начальство строящейся судоверфи попыталось обмануть даже товарища Сталина, доложив ему накануне праздника 7 ноября о готовности к пуску цехов первой очереди. Глава местного НКВД товарищ Лев информировал первого секретаря обкома партии Орлова: цеха «далеко не готовы начать свою работу по судоремонту, за исключением нескольких станков и двух вагранок» (2).

В 1939 году завхоз облпромсоюза Кравченко приписал к юридическим отчётам 339 руб., незаконно получил и израсходовал на личные нужды 3000. Уволен, при расчёте вернул в кассу данную сумму полностью (3).

О широком распространении очковтирательства в стране свидетельствует выход секретного постановления Совмина СССР и ЦК ВКП/б/ №1588-705 с от 16 июля 1946 года «О приписках к государственной отчётности предприятий по выполнению планов», в котором говорилось: «Виновных в приписках, независимо от занимаемого ими служебного положения, немедленно снимать с постов и привлекать к судебной ответственности. Взыскивать… все незаконно полученные и неправильно израсходованные предприятием суммы премий». Выдачу премий следовало производить только на основании бухгалтерских отчётов (4)

Однако и после этого очковтирательская практика не прекратилась. Так, в постановлении бюро Петропавловского горкома, принятого 30 марта 1949 года, речь идёт о приписках на пищекомбинате, которые в I квартале составили 8900, во II – 7900 руб. Директору комбината Кузнецову влепили выговорёшник без занесения в личное дело (5).

Куда более резонансным оказалось «дело Главкамчатрыбпрома 1952 г.». Руководители тралфлота Козин и Томашевский, уполномоченный ГКРП рыбпорта Херсонский в конце декабря 1951-го на диспетчерских часах, а также через капитана траулера «Восток» Закхеева, пославшего товарищескую телеграмму всем капитанам траулеров, «сориентировали капитанов на то, чтобы они по состоянию на 12 ч. ночи 31 декабря 1951 г. сообщили о таком количестве добытой рыбы, которую в состоянии вместить трюмы траулеров, независимо от того, сколько фактически будет выловлено» (6), приписав 20882 центнера.

Примеру тралфлота последовал Озерновский рыбокомбинат. На комбинате имени Микояна в план добычи включили сырец, переработанный на тук, а предприятия Северо-Камчатского треста – заготовленный сверх установленной нормы на корм ездовых собак (6). В результате «полетели головы» и рыбных генералов, и первых лиц области.

Но больше всего слухов и домыслов породила потеря своих кресел вторым секретарём обкома партии – бывшим начальником Камчатрыбпрома и его преемником в 1980 году. И тогда, и потом, в перестройку, в печать так ничего толком не просочилось – ни подтверждающего, ни опровергающего обвинения их в искажении отчётности «по рыбе». Многие производственники высшего и среднего звена не видели ни за тем, ни за другим никакой вины, ссылаясь на стечение обстоятельств и неправильную систему отчётности в рыбной промышленности вообще, когда «одна и та же продукция учитывается дважды».

Это дело совпало с выходом книжки стихов Н. Старикова «Порт приписки» о Петропавловске, которую местный интеллектуал-острослов Александр Худяков тут же переименовал в «Порт приписок».

Через два года бюро областного комитета КПСС обсудило вопрос о нарушении госдисциплины и приписках в ДВПО «Петропавловская судоверфь им. В.И. Ленина», а 8 декабря 1986 года о неудовлетворительном выполнении решений ЦК и своих собственных по искоренению очковтирательства и приписок. Так сказать, к полувековому юбилею проблемы…

Источники:

1. Государственный Архив Камчатского края. Ф. П-2, Оп. 2. Д. 799, Л. 26.

2. Там же. Ф. П-2. Оп. 2. Л. 372.

3. Там же. Особый фонд. Д. 1412-а. Л. 52.

4. Там же. Ф. П-2. Оп. 2. Д. 802. Л. 30-31.

5. Там же. Особый фонд. Д. 1515. Л. 164.

6. Там же. Особый фонд. Д. 884. Л. 73.

Валентин ПУСТОВИТ, историк, журналист, член Союза писателей России - специально для «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».

Модуль "Форум" не установлен.