В главной роли – художник театра

В главной роли – художник театра

15 декабря 2017 0:20
8272

В главной роли – художник театра

Из цикла «Наши люди»

За свою богатую творческую жизнь Леся Беспальчая оформила около 200 спектаклей, для каждого создавая неповторимую атмосферу, и главной наградой за труд художница считает возможность придумывать новые сценические миры

8 декабря, в Международный день художника, Камчатский театр драмы и комедии порадовал зрителя очередной премьерой (на которые богат нынешний юбилейный, 85-й, театральный сезон). Свое место в репертуаре заняла идущая на малой сцене драма «Клятвенные девы» - пронзительная история о жизни необычного семейства. Ноябрь преподнес театралам премьеру спектакля «Дура» - детективную комедию-головоломку. А открывал сезон спектакль-фантазия на тему гоголевских «Мертвых душ» «Брат Чичиков». В этих постановках, так не похожих друг на друга по форме и содержанию, сценография создана одним мастером – главным художником театра Лесей Беспальчей.

Вряд ли кто-то станет спорить, что оформление пространства действия играет одну из главных ролей в успехе спектакля наряду с работой режиссера и актеров. Влияние сценографии на восприятие истории, разворачивающейся на сцене, чувствует каждый. Но даже внимательный зритель не всегда может оценить, сколько изобретательности и труда вложил художник, чтобы этот мир ожил, захватил публику и раскрыл перед ней свои секреты языком символов и намеков. Такова одна из особенностей этого ремесла: талант художника и его роль часто остается в тени кулис. Давайте заглянем за них и познакомимся с мастером.

Леся Беспальчая родилась и выросла в Киеве. Там она влюбилась в театр и старалась не пропускать ни драматических постановок, ни оперных, ни балетных. Там состоялась как художник, получила профессиональное образование в Киевском художественном институте в театральной мастерской живописного факультета. Свой первый спектакль она оформила, будучи студенткой, в 21 год. И с тех пор приглашения не иссякали. Молодая талантливая художница создавала сценические миры в академических театрах Киева, в Одессе, в других городах. Местом работы выбрала киевский ТЮЗ. Последовали признания мастерства: звание лауреата Всесоюзного театрального фестиваля, посвященного немецкой драматургии, бронзовая медаль ВДНХ СССР за макет к спектаклю, серебряная медаль ВДНХ УССР... И все это – в начале творческого пути. А он, к удивлению для самой Леси, после двухгодичной стажировки в Москве завернул на Дальний Восток. В 1985-м году девушка с чемоданчиком и этюдником оказалась в Петропавловске-Камчатском – мир посмотреть. И вот уже более 30 лет Леся Беспальчая служит в Камчатском театре драмы и комедии, придумывая оригинальные сценические решения и костюмы, создавая неповторимую атмосферу спектаклей, число которых, по ее очень приблизительным расчетам, подобралось к двум сотням.

Как решать Шекспира

- Леся Владимировна, вы создаете все оформление спектакля, от А до Я?

- Раньше так и было, я делала и сценографию (придумывала декорации, реквизит), и костюмы для всех спектаклей до конца 1990-х. Потом у нас появилась художник по костюмам Людмила Федоренко, и костюмами я стала заниматься реже. А последние лет пять в театре работают приглашенные режиссеры, которые часто приезжают со своими художниками. Так что я оформляю много спектаклей, но не все.

Из репертуара последних лет костюмы и сценографию я делала для комедий «Жизнь прекрасна» по Чехову, «Бизнес по-итальянски», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». А в «Тимоне Афинском» делала только костюмы, но их там более ста.

- Как вам удается избегать повторений?

- Во-первых, повторяться не хочется, - улыбается собеседница. - Во-вторых, сами пьесы подразумевают разный подход. Режиссеры выдвигают разные требования. К примеру, «Тимон Афинский» - казалось бы, Шекспир, но настолько современная пьеса, что после прочтения стало очевидным: костюмы должны быть современными. И когда я сказала об этом режиссеру, он согласился. (Премьера спектакля «Тимон Афинский» состоялась в октябре 2013 года, режиссер Антон Коваленко – прим. авт.). Так что даже Шекспира можно решать в классическом варианте, а можно в современном, в стиле модерн. Можно уйти в буффонаду, в гротеск, в драму... Есть много причин, которые не дают возможности повторяться.

Существуют приемы, которые я применяла несколько раз, но они скорее технологические. Как фактура стены в «Клятвенных девах» – ее я использую третий раз в жизни. Стена была не такая, цвет и поверхность другие, но методы создания те же.

Самообман как инструмент творческой мастерской

- Как отправные точки работы вы назвали содержание пьесы и требования режиссера. Есть ли у вас любимые жанры или исторические эпохи? И находится ли место дискуссии во взаимодействии с режиссерами?

- В жанрах предпочтений нет. Одни пьесы нравятся больше, другие меньше, третьи не нравятся категорически. Но их взяли в репертуар, и я должна работать. Для этого я себя обманываю – нахожу какие-то моменты, которые меня трогают или смешат, и влюбляюсь в эту пьесу.

Режиссеры, конечно, все очень разные. В моей практике их было больше шестидесяти. Одним я полностью все придумывала, и они со всем соглашались. С другими мы беседовали, обсуждали варианты, если что-то не устраивало, я предлагала новые. Но есть режиссеры-диктаторы. С такими работать неинтересно. Творчество, конечно, всегда остается творчеством, но в этом случае оно большой радости не приносит. К счастью, диктаторов в моей практике было всего три-четыре.

А из режиссеров-сотрудников назову Валентина Зверовщикова. Он работал в театре режиссером с 1981 года, в 2002-2010 был художественным руководителем. Мы с ним в таком взаимопонимании и в такой дружбе работали, что мне было очень грустно, когда это прекратилось. В 2014 году Валентина Васильевича пригласили в Иваново для постановки спектакля «Баллады Инвалидной улицы», и я с радостью отозвалась на предложение сделать для него сценографию. Надеюсь, это не последняя наша совместная работа.

Прекрасное взаимопонимание было с режиссером спектаклей «Дембельский поезд», «Много шума из ничего» Сергеем Стеблюком (первый поставлен весной 2005 г., премьера второго состоялась в декабре 2010 – прим. авт.). Когда его пригласили на постановку пьесы Ксении Драгунской «Яблочный вор» в Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова, он, московский режиссер, поставивший десятки спектаклей в разных городах России, позвал меня. Мне кажется, у нас там получилось.

Между простым и сложным

- Ваши сценографические решения называют свежими, неординарными, удивительными, а вас – непревзойденным мастером. Откуда приходят образы?

- Думаю, ни один художник этого не знает. Если бы на этот вопрос можно было бы ответить, генерировать образы давно доверили бы компьютеру. Но пока никакой компьютер художника не заменил.

- Поэтому вы все макеты создаете руками, не прибегая к компьютерным программам?

- Да, я делаю макеты всегда. А также кучу набросков, разных вариантов, видоизменяю все много раз. Вот эта стена из «Клятвенных дев» - третий или четвертый вариант. К «Брату Чичикову» я делала шесть макетов. В них все можно двигать, все детали живые, наглядные, ощутимые. А театр все-таки в основном воздействует на эмоции, на чувства, на интуицию людей. На ум – уже потом. Поэтому я предпочитаю работать с макетами – вещественными и понятными.

- Художник-постановщик, в отличие от живописца, творит не на плоскости, а в трехмерном пространстве и кроме красок использует множество технических приспособлений. А сейчас театрально-постановочные техники бурно развиваются. Следите ли за новинками?

- В художественном институте, где я училась, мы изучали историю искусства, театра, костюма, архитектуру, учились делать макеты, но это была классическая программа живописного факультета. А вот в Ленинградском институте театра, музыки и кино был факультет сценографов – их программа делала основной упор на технологию. И в современном театре больше необходимо такое образование, потому что многое в сценографии завязано на трансформации, полетах, на технологических изменениях и сложных инженерных конструкциях.

Я в этой области знаю достаточно много, но сейчас, когда технологии зашкаливают, появилась отдельная профессия – технолог сцены. Вместе со сценографом он трудится над спектаклями. Эти дефицитные специалисты оседают в Москве, Санкт-Петербурге и в театрах крупных городов типа Новосибирска, где есть возможности исполнить их суперсовременные решения. А наши сценографические приемы продиктованы реалиями Петропавловска-Камчатского, где многие вещи попросту негде изготовить. Поэтому технологически сложные решения мы не применяем. Я не придумываю того, что у нас нельзя сделать.

В нашем распоряжении штанкетное хозяйство, круг, люки, две так называемые дороги, по которым элементы декорации могут двигаться справа налево, и очень маленький штат. Три декоратора, они же бутафоры, и всего два человека в столярном цеху.

-Выходит, неповторимого очарования спектаклей вы добиваетесь простыми приемами?

- Не совсем простыми. Художникам надо рисовать, бутафорам лепить и клеить, в столярке делать мебель и прочий реквизит, металлические конструкции заказывать на стороне. Для этого нужны чертежи – их я тоже делаю, правда, не технологические, а габаритные. За чертежами появляются макеты. Все крупные вещи должны быть разборными и весить как можно меньше – это важно для хранения, для поездок на гастроли, поэтому я всегда продумываю: на какие секции будет разбираться, как крепиться и т.д. Но все это – наша театральная кухня, и ее тонкости не заметны на сцене.

Например, зритель смотрит спектакль «Брат Чичиков» и видит –почти никакой декорации нет! А для нас он был сложным, потому что используются металлические наклонные столбы, и надо было продумать конструкцию, чтобы они не упали, рассчитать вес. Громадная десятиметровая стена в «Клятвенных девах» тоже требовала точного расчета. А кажется: там все легко и просто.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (март 2015 год, режиссер Никита Рак – прим.авт.), наоборот, может показаться очень сложным, там много всего: гобелены опускаются, круг крутится, беседки, скульптуры, все меняется. Но в техническом отношении – ничего сложного. А изготовление всего этого потребовало огромного труда. Один из элементов сценографии там – гобелены с пасторальными картинами, и костюмы, которые персонажи надевают на свадьбу, расписаны масляными красками.

Сейчас в художественном цеху рисуют декорации к новогодней сказке «Легенда о красавице и чудовище». В ней много трансформаций, и, соответственно, работы тоже очень много. В больших городах можно, на худой конец, задник напечатать, а у нас нельзя, потому что печатают только на клеенке, которая сильно бликует и не приемлема в театре. Поэтому наши руки незаменимы.

- Определяется ли бюджет спектакля, и трудно ли в него вписаться?

- Заранее установить бюджет нельзя. Может, уложимся в триста тысяч рублей, а может, не хватит миллиона. Мы стараемся экономить деньги, но не всегда это получается. Кроме сценографии и костюмов есть и другие расходы. И вплоть до премьеры идет процесс придумывания спектакля, возникает что-то новое, бывают мелочи, которые надо покупать или изготавливать. И тоже – впечатление, которое спектакль производит на зрителя, может не совпадать с финансовыми затратами. Например, «Бизнес по-итальянски» (премьера состоялась осенью 2016 года, режиссер Владимир Пальтис – прим.авт.) по части сценографии дешевый, потому что использовано много элементов старых списанных декораций. С помощью цехов я их переделала, и в результате получилась достаточно нарядная сценография. Труда вложили много (но это за зарплату), а покупали мало. Очень дорого смотрится комедия «Игра на три миллиона» (поставлен в ноябре 2015 года Вячеславом Таратыновым – прим.авт.), и тоже сценография обошлась дешево. Я максимально использовала то, что уже было, внесла небольшие дополнения, и даже никто из театра не понял, что этоу нас когда-то где-то работало.

- Наверное, такими приемами вы в совершенстве овладели в скудные постперестроечные годы?

- О, тогда было очень сложно! Выкручивались, как могли. Не было ни денег, ни ткани, и мы распарывали старые задники, перешивали и писали на изнанке. Перекраивали старые костюмы, подгребали остатки тканей на складе. Вплоть до того, что гвозди вытаскивали из старых декораций, выпрямляли и использовали. Это было ужасно. Из дома носили все, что было. Я – краски свои приносила.

Счастье придумывать

- Для творческой личности обычно важно признание. Театральный же художник, увы, редко получает свою порцию славы. Вас не мучает недооцененность?

- Она есть. Любой выпуск спектакля это адский труд. Перед сдачей премьеры мои рабочие дни могут длиться и 16, и 18 часов. Но даже в театре не все понимают, что это за работа и чего это стоит. А зрители... я же знаю, мне приходится общаться с друзьями, с соседями. Все думают, что оно как-то само собой... Художник остается в тени. Это так. Особенно в провинции. До Камчатки у меня было около пятидесяти спектаклей, больше тридцати из них в Киеве. Там спектакли смотрят театроведы, и на каждый идет масса рецензий, в которых до мелочей разбирают все, включая работу художника. Критики не жалеют ни хулы, ни хвалы. А у нас театроведов нет, о спектаклях почти не пишут – очень кратко и не профессионалы.

Но мне интересно заниматься моей работой. Я благодарю театр за то, что он дает мне возможность придумывать, рисовать, создавать придуманное – это главная моя награда.

- Что же тогда служит для вас критерием успеха?

- Очень трудно понять – получилось или нет? Ведь каждый спектакль – это ребенок, рожденный в муках. Понять это можно, спустя время. Когда смотришь, и вместо: «Вот это можно было бы сделать так!» - думаешь: «А ведь получилось!». Бывает такое оформление, что его вроде и не видно, но я понимаю – у меня получилось. Как, например, в «Марьином поле» (поставлен в ноябре 2013, режиссер Всеволод Гриневский, в 2014 году спектакль стал лауреатом фестиваля «Сахалинская рампа» - прим. авт.).

- На Украине вы были в центре бурной культурной жизни, ваши живописные работы выставлялись и покупались, вас охотно приглашали академические театры. Зачем же вы остались на Камчатке и не жалеете ли сейчас об этом?

- Там, конечно, было очень много возможностей – и финансовых, и технических. Но Камчатка сразу взяла меня в плен своей красотой. Уже 32 года я живу здесь, и не могу налюбоваться Авачинской бухтой – она всегда разная. При каждой возможности бываю на океане. Иногда ходим туда от Заозерного пешком маленькими компаниями, но больше всего люблю проходить этот путь одна. Бывает, до конца ноября хожу. Мне это надо. Так что Камчатка меня глубоко зацепила. Навсегда.

Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото из архива Камчатского театра драмы и комедии

15 декабря 2017 г.

  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.
  • В главной роли – художник театра.

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Гуру физкультуры Всея Камчатки Леониду Копаневу - 90

28.06.2023
15621
Гуру физкультуры Всея Камчатки Леониду Копаневу - 90

До сих пор мы встречаемся на футболе и, глядя на него, я всегда невольно задаюсь вопросом: «Где же этот предел человеческих возможностей, и в чём секрет небывалой бодрости, фантастической работоспособности и долголетия этого чудо-богатыря?». Сегодня, 28 июня, почётному физкультурнику Всея Камчатки, футбольному судье республиканской категории, отличнику физической культуры и спорта Леониду Васильевичу Копаневу исполняется 90 лет!

Он родился 28 июня 1933 года недалеко от кожевенного комбината имени III Коминтерна в деревне, что располагалась в пригороде Кирова (город Вятка до 1934 года). С детства мечтал быть моряком, поэтому и попал на Камчатку. Но судьба в корне изменила всю его жизнь, придав ей спортивный привкус, спортивный азарт, спортивную стойкость и спортивное долголетие. Каждое утро он привычно начинает с зарядки, дыхательной гимнастики и веры в добрые новости очередного дня своей жизни.

Один из патриархов камчатского спорта и сейчас продолжает трудиться во благо развития физкультуры в Петропавловске-Камчатском, имея за плечами 66 лет трудового стажа. И это не предел… Он воспитал и продолжает воспитывать поколения здоровой и физически крепкой молодёжи. Строгий, но справедливый физрук с богатым жизненным опытом, горячо любящий своё педагогическое ремесло. Словно о таких, как Леонид Васильевич, однажды и написал Александр Блок: «И вечный бой! Покой нам только снится...».

Историк по образованию, окончив в середине 60-х камчатский филиал Хабаровского педагогического института, он работал в профессии всего один год. И снова вернулся в спорт, но уже как педагог, занимаясь подготовкой молодёжи в среднем и высшем мореходном училище, далее в Рыбопромышленном, а ныне в Политехническом техникуме. Он успел принести немало пользы, трудясь на посту председателя Горспорткомитета, 25 лет успешно возглавлял Федерацию футбола Камчатки, внеся огромный вклад в развитие взрослого и детского футбола в регионе.

Камчатский гуру физкультуры привил любовь к занятиям спортом тысячам своих воспитанников, которые успешно выступали на городских, областных, краевых, зональных и республиканских соревнованиях по многим видам спорта. Сегодня Леонид Копанев носит гордое звание «Ветеран спорта России». Но своим главным достижением в жизни считает родную семью. А теперь, что такое дожить до 90 лет семейному человеку по «системе Копанева»: это две дочери, один внук, три внучки, одна правнучка, два правнука, а также зяти и невестки. Впрочем, обо всём по порядку расскажет сам юбиляр.

-Леонид Васильевич, как судьба привела вас на Камчатку?

- Я с детства мечтал быть моряком. Как сейчас помню, мне мама сшила белый китель с якорями и пуговицами, с нашивками, и я всегда в нём гарцевал перед гостями, когда они собирались у нас на какие-то праздники. Повзрослев, я тоже мечтал о море, пытался петь морские песни, такие как «Раскинулось море широко», подражая Утёсову и так далее. С детства как-то засела у меня в голове мысль о море, хотя моря я не видел. После окончания семилетки в школе рабочей молодёжи я продолжал трудиться на родном кожевенном комбинате, параллельно занимаясь футболом, хоккеем с мячом и лыжными гонками. Подавал заявки на поступление в мореходные училища городов нашей страны, но, по разным причинам, получал отказы. А мой путь на Камчатку начался с города Херсона, куда в мореходку приехал представитель Министерства рыбного хозяйства страны по фамилии Абрамович, который набирал курсантов в мореходную школу Петропавловска-Камчатского.

Я с боями сдал вступительные экзамены, и в составе шестидесяти счастливчиков отправился в Москву, откуда на поезде добирался через весь Советский Союз во Владивосток. Далее на пароходе «Сибирь» через ещё шесть суток морского путешествия я попал на Камчатку. Город нас встретил непогодой, слякотью и первая мысль, которая тогда у меня возникла: «Куда я попал?». Здесь мои первые морские университеты начались с изучения такелажа на бригантине «Штурман» и первого морского похода в залив Корфа, чтобы «оморячиваться». С тех пор и никогда я не болел морской болезнью. Отучившись три года, я получил специальность - механик третьего разряда, штурман малого плавания.

-В какой момент окончательно поняли, что связали свою жизнь с физкультурой и спортом?

- Это пришло со временем. Я мечтал получить высшее образование по своей специальности. Но мореходная школа не давала аттестата о среднем образовании. И мне пришлось доучиваться в школе рабочей молодёжи. Поэтому в море ходить я пока не мог, но продолжал работать матросом на стоящем в порту Петропавловска «Штурмане». А в мореходной школе я проявил себя как спортсмен, как общественник, и мне предложили должность работника в городском комитете комсомола. Там кроме основных обязанностей у меня был и спорт, и художественная самодеятельность. Даже участвовал в сценической постановке драмы Лермонтова «Маскарад». Какая у нас была самодеятельность, какие были вечера! Какие девчонки приходили! Кстати, билеты на танцы и спектакли выдавались только лучшим курсантам. Ну, а за родную мореходку я бегал на лыжах, играл в футбол и в хоккей с мячом. Когда окончил ШРМ, то задал себе вопрос: «Что делать дальше?» Мою мечту быть моряком пересилило желание работать с ребятами, заниматься спортом и общественной работой. И мне предложили должность заведующего оборонно-спортивным отделом Обкома комсомола.

-Руководящая спортивная работа всегда приносила удовлетворение?

- Всё зависело от обстоятельств и от ситуаций. В оборонно-спортивном отделе я занимался в основном снабжением районов спортивным инвентарём, участвовал в организации спортивных массовых мероприятий. Но бумажная часть этой работы мне настолько надоела, что я с удовольствием принял предложение Гриши Вайнеса, который тогда был председателем городского спорткомитета. Он так хотел сбежать с этой должности, что сказал: «Васильевич, давай займи моё место!» И что-то меня подвигло на это. Всё лучше, чем сидеть перебирать бумаги и ездить по разным торговым организациям. И я пошёл работать председателем городского комитета физкультуры и спорта. И с какими людьми я тут работал! За туризм у меня отвечал Владимир Иванович Семёнов (с 1990 года - Почётный житель Петропавловска-Камчатского), Кожемякин отвечал за школьный спорт и так далее. Все были общественники и работали на совесть! И вот я без всякого официального штата работников у себя в комитете организовывал «Эстафету мира», те же соревнования по лёгкой атлетике для школьников на сопке Любви. Мы всё делали сами - всё таскали на своём горбу, флаги, плакаты, украшения, сами занимались разметкой. Ведь тогда как такового стадиона в городе ещё не было. Зимой проводили соревнования на Култучном озере, там же проходила церемония награждения. Вот так началась моя активная спортивная общественная работа.

-Наверняка футбол и хоккей занимают отдельное почётное место в вашей биографии?

- Футболом я начал заниматься ещё в Кирове. На Камчатке уже играл и в хоккей, и в футбол за мореходку, за команду ДСО «Пищевик». Первую хоккейную площадку, помню, мы залили в центре за техникумом возле кочегарки на месте волейбольной площадки. Сами трамбовали снег, таскали воду из кочегарки для заливки льда. Сами сварили ворота, играли шесть на шесть в хоккей с мячом длиннющими клюшками. И это были первые хоккейные матчи на Камчатке. Вообще я всегда совмещал работу и увлечения. В начале шестидесятых мне предложили должность председателя областного спорткомитета. Я в это же время как раз начинал судить матчи первенства СССР класса Б. Зная, что мне опять предстоит заниматься бумажной волокитой, я хотел отказаться. Хоть я партийный, но всё же попросил дать время мне подумать. Думаю до сих пор... Тогда, кстати, предложил руководству Камчатской области вместо себя кандидатуру Юрия Ронжина, который уже имел опыт работы в городском спорткомитете. И меня услышали. Так я ушёл от этого предложения. После окончания института я год преподавал историю. Но освободилась должность преподавателя физвоспитания в камчатском мореходном училище, куда меня позвали работать, и где я трудился почти тридцать лет.

-Есть ли отличие в отношении местных властей к развитию спорта на Камчатке в советские времена и сейчас? Кто более эффективен?

- Конечно, более эффективной была работа советских партийных организаций. Правда, и там были казусы. Например, помню, мне рассказывали анекдот про одного чиновника, который при подготовке региональных сборных команд к зональному первенству перепутал хоккеистов с лыжниками. Но это говорит об интеллекте отдельно взятого человека. А вообще отношение людей в руководстве регионом было ответственным, и они серьёзно занимались вопросами развития спорта на Камчатке. Что вы хотели, если у нас вопросами развития футбола занимались даже на заседании бюро обкома партии. Вот они реально этим занимались и реально помогали. И это была система, где всегда строго спрашивали с руководителей профильных организаций за развитие того или иного вида спорта. Они этим интересовались. Когда строили в 1959 году наш первый стадион в центре города, там к восьми утра регулярно на выездные совещания собирались все партийные боссы. И это при том, что стройка стадиона была народной, ими на месте решались вопросы о помощи в поставке стройматериалов. Я тебе честно говорю, если бы не партия, то тогда бы мы ничего из спортивных объектов не построили.

-Я слышал очень много добрых слов от наших старожилов о первом секретаре Камчатского областного комитета КПСС Дмитрии Ивановиче Качине. Он очень много сделал, в том числе, и для развития камчатского спорта. Вы согласны?

- Дмитрий Иванович отличный человек и руководитель был отличный. Он много никогда не говорил, он много делал. Во многом велика его заслуга и в формировании в начале 70-х нашей футбольной команды «Вулкан». Я как раз в те годы судил первенство Союза в классе Б, а потом в А. Помню до отказа набитый наш домашний стадион, как люди стремились попасть на него в эпоху взлёта «Вулкана», становившегося призёром зональных соревнований и шедшего на повышение ещё до победы в Кубке РСФСР 1973 года. Атмосфера на стадионе у нас царила необыкновенная. И вот сейчас я вновь это почувствовал, когда начались игры молодых камчатских футболистов в ЮФЛ, я захожу в раздевалку и ощущаю атмосферу игр того первенства Союза. Единственное, чего не чувствую, так это запаха травы, потому что она у нас на газоне теперь искусственная.

-Чем вам особенно запомнился камчатский спорт советской эпохи?

- Тогда действительно был всенародный интерес к спорту и особенно к футболу. Помню, лежу в Сочи на пляже, ко мне подходит какой-то человек в кепке и спрашивает, мол, Леонид Васильевич, как там наши на Камчатке сыграли. Я-то примерно был в курсе, мне сообщали. Вот это было единение людей вокруг спорта! То же самое происходило на волейбольных матчах «Домостроителя». Трибуны всегда были битком. А сейчас пришли печальные в этом плане времена. Каждый сидит в своей норе и думает только о деньгах.

-Современная спортивная молодёжь отличается от поколения физкультурников вашей молодости?

- Как небо и земля. Хотя условия тренировок, экипировка спортсменов сейчас несравнимо высока в отличие от нашей эпохой. Наше поколение - это дети войны, многие были обездоленные, потерявшие родителей. Мы сами себе подшивали бутсы, сами клепали шипы, подгоняли простые ботинки под лыжный вариант и так далее. Сейчас всё это есть в большом количестве в продаже. И это хорошо. Но современные юноши не хотят этим заниматься. Современный студент, как правило, кроме зарабатывания денег больше ни о чём не думает. Образование и физвоспитание для него как побочный эффект. И это всё идёт из воспитания в семье, в детском саду и в школе. Вот вам пример, сейчас ввели даже в детских садах должность руководителя физвоспитания. Но толку нет. Ко мне всё больше теперь на занятия приходят парни и девчонки, которые не умеют ни ходить, ни прыгать, а уж о работе с мячом я промолчу. Фактически всё изучаем с чистого листа. Если раньше у меня на отделении был максимум 1-2 студента, освобождённых от занятий физкультурой, то сейчас таких по 5-7 человек. Мы к чему и куда идём такими темпами? Во времена СССР был культ спорта и здоровья. Занимались с утра до вечера, готовили школьные команды на уровне города и области, проводились школьные спартакиады.

-Чего не хватает сегодня для полноценного развития физической культуры и спорта на Камчатке?

- Спортивного воспитания в семье не хватает. Чтобы это было массовым явлением. Массовой должна быть и тяга к получению знаний и образования. Учить не хочешь, предмет знать не хочешь - получи двойку, иди, учи и исправляй материал. Вот пример с моим правнуком, он учится в пятом классе. Жена внука была на собрании сына и классный руководитель ей рассказала, что заниматься теперь просто невозможно. Приходит бабушка, дедушка, отец, мать и за горло берут: «А чего вы поставили ребёнку двойку?». В нашу бытность такое мы и представить не могли. Проштрафился, получил подзатыльник и помалкивал, занимался исправлением «неуда». А сейчас провинившиеся взяли за привычку качать свои права... Права теперь без ограничений имеет и ребёнок, и родитель, а вот с обязанностями какая-то проблема!

-Физкультурник Копанев вчера и сегодня. В чём основные отличия? Зарядку делаете?

- Конечно, есть отличия. Сейчас я уже на своём примере не могу показать ученикам то, что мог показать в былые годы. Но зарядку делаю каждый день. Ну, с пацанами пытаюсь дёргаться, но как дёргаться, если палец вывернут в другую сторону. Долгие годы, тем более, сейчас, согнуть его не могу. Это всё физкультура, так сказать... А так, дыхательной гимнастикой я каждое утро занимаюсь, отжимаюсь. А на даче полдня на четвереньках поползаю на грядке, тоже своего рода физкультура.

-Футбольный судья Копанев, какой он?

- Я ни разу не взял мзду за всю свою судейскую карьеру. А предложения на первенстве Советского Союза были и не раз. Приходилось иногда брать игру под жёсткий контроль. Я уже не помню, какой это был год, матч в Благовещенске. Играла местная команда против «СКА-Хабаровск». Игра была очень тяжёлая, стык на стыке, столкновение за столкновением. Я провёл на свистках весь первый тайм. В перерыве вызываю к себе главных зачинщиков конфликтов в первом тайме и говорю: «Ребята, прекращайте! Зачем превращаете игру в бойню? Пока держал игру на свистках, но теперь буду выгонять с поля!». А там полные трибуны, народ болеет, все орут, очень сложно судить было. Но игру удалось обуздать. Я и сейчас иногда выхожу судить на поле, но, как и прежде, я не позволяю игрокам грубить, нарушать правила и не плавлю игру, превращая футбол в бойню. Вообще, судья на поле всегда как будто находится между Сциллой и Харибдой. Но эта работа мне до сих пор нравится.

-Я буду прав, сказав, что ваша семья - это ваш тыл, а ваша супруга была не просто женой, а надёжной опорой и соратником?

- Я всю свою сознательную жизнь провёл на хоккейной площадке и футбольном поле, на судейских семинарах, на зональных соревнованиях в разных городах страны - Хабаровск, Благовещенск, Чита и так далее. Бывало, что выезжали с командами надолго, проводил в командировках по полтора месяца. И моя супруга на склоне лет сказала: «Лёня, я подсчитала, что мы с тобой вместе жили где-то половину срока из всех наших прожитых лет». А мы прожили вместе почти 61 год. И всё это спорт, футбол и хоккей! Конечно, ей тяжело было со мной. Каждую весну сборы - то Владивосток, то Фергана, то Сочи. С возрастом мне становилось всё труднее. И всегда Анюта ждала меня дома, встречала и поддерживала, как могла. Я перед своей женой преклоняюсь. Больше о ней нужно говорить. Ведь она берегла семью. Она была сирота, она никогда не курила, не брала в руку рюмку, а думала только о детях и обо мне. Я ей благодарен за то, что она мне позволила заниматься тем, что мне интересно. А мне всегда интересно встречаться с людьми. Вот как с тобой сейчас. Я познаю человека, его интересы, и так мы подпитываем жизненной энергией друг друга.

-Откуда черпаете силы для работы, не появляется ли желание уйти на заслуженный отдых?

- Я думаю, что если брошу работать, то быстрее «сыграю в ящик». Исходя из этого, я всё ещё тружусь. А потом, у меня ещё интерес к ребятам есть. Я на каждом уроке им пытаюсь что-то доказывать. Хотя понимаю, что доказывать им что-то сложно и почти невозможно. Но я хочу показать парням и девчатам, что мне небезразлично их физическое состояние. А физкультура и выполнение определённых нормативов должны быть на самом достойном уровне, как в детских садах, так и в школах, техникумах и вузах. Наша молодёжь обязана быть сильной и здоровой! А дорога к здоровью начинается с воспитания в семье.

Беседовал Дмитрий ПЮККЕ, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото из личного архива Леонида КОПАНЕВА, Евгения КОРОЛЕВА и Всеволода ГНЕЗДО

28 июня 2023 г.

Алексей Тищенко: «Всё в порядке, но всегда есть над чем работать»

02.03.2023
13834
Алексей Тищенко: «Всё в порядке, но всегда есть над чем работать»

Посетив Камчатку, двукратный Олимпийский чемпион по боксу поделился впечатлениями о полуострове, о развитии бокса в регионе, олимпийском триумфе в Афинах и Пекине.

Уроженец Омска начал своё путешествие в мир бокса с 1993 года в Рубцовске, где делал свои первые шаги, изучая азбуку популярного в мире вида единоборств под руководством своего отца. А ровно через 10 лет он выиграл свой первый чемпионат страны. Так начался путь к большим победам Заслуженного мастера спорта России, двукратного Олимпийского чемпиона (2004, 2008 года), чемпиона мира и Европы Алексея Тищенко.

В российских СМИ его однажды назвали «золотым мальчиком российского бокса». И это не случайно. После победы на чемпионате Европы 2006 года Алексей Тищенко вошёл в число бойцов, которые являются обладателями неофициального «Большого шлема» в любительском боксе. Ранее это удалось лишь десяти боксёрам, которые побеждали на Олимпийских играх, на чемпионате мира и на чемпионате Европы.

После завершения спортивной карьеры Тищенко не расстался с боксом. С 2016 года в Омске он возглавил названный в его честь Центр спортивной подготовки. Кроме того, Алексей Викторович посещает российские регионы, проводит открытые тренировки и мастер-классы для молодых боксёров. В конце февраля по приглашению Камчатской Федерации бокса Тищенко вместе с чемпионом мира Андреем Гоголевым посетили полуостров, где двукратый олимпионик побеседовал с корреспондентом «Камчатка-Информ»:

Алексей, какая олимпийская победа стала самой запоминающейся и самой трудной – в Афинах в 2004 или в Пекине в 2008 году?

- Каждая победа по-своему трудная и приятная. Сложно выделить какую-то одну. Первый раз когда выигрываешь Олимпиаду – это новые ощущения, новые эмоции. Первая победа в Афинах у меня была в достаточно раннем возрасте, я стал самым молодым Олимпийским чемпионом в истории советского и российского бокса. По этому показателю обошёл на три месяца Вячеслава Лемешева и это была моя первая крупная победа во взрослом боксе. Тогда были незабываемые и яркие эмоции, потому что этот турнир для меня складывался очень сложно. Когда через четыре года вновь выиграл Олимпиаду тоже было сложно, но как-то более понятно, более уверенно и не так напряжённо в ринге. Но эмоционально вторая Олимпиада далась намного сложнее, когда понимаешь к чему ты идёшь и что можешь потерять. Один раз побывав в этой шкуре настроиться чисто психологически и эмоционально намного сложнее.

Есть ли трудности в поиске мотивации когда защищаешь титул Олимпийского чемпиона?

- Меньше мотивации, наверное, нет. Просто все остальные соперники на тебя как-то персонально настраиваются иначе: следят, изучают, анализируют. Они выходят против тебя на ринг по-особенному заряженными. Вот в этом и есть определённые сложности, которые ты должен преодолеть с ещё большей мотивацией на успех, чем у соперников. А она здесь только в одном – защитить титул всегда сложнее и ты обязан остаться на занятой вершине.

Возникает желание поделиться накопленным опытом с молодёжью и с головой окунуться в тренерскую работу?

- Активную тренерскую деятельность не веду. Больше себя вижу до сих пор в роли функционера и организатора процессов. В Омске проходят соревнования моего имени, проведением которых я занимаюсь. Да и в Омской Федерации бокса один из руководящих постов занимаю, где стараемся развивать наш любимый вид спорта. Так что без работы не остаюсь. Прямой тренерской работой не занимаюсь, но часто провожу для ребят открытые тренировки в разных регионах страны, в беседах делюсь опытом из личной спортивной биографии. Был у меня небольшой тренерский опыт, когда по приглашению ездил в Китай, где работал с профессиональными боксёрами. В общем, иногда во мне тренер просыпается, но ненадолго.

Почему не продолжили карьеру на профессиональном ринге?

- Ну… так сложилась судьба. Были предложения перейти в профи ещё когда я активно боксировал и было уже олимпийское золото. Но меня тогда интересовали выступления за Россию на всех уровнях в составе сборной страны. А потом уже тема профессиональной карьеры на ринге не интересовала. Один выставочный четырёхраундовый бой против боксёра из Венесуэлы провёл и всё. Чего хотел достичь в любительском боксе – я достиг. Этого достаточно. Теперь масса других дел.

Периодически бываете в разных регионах страны и можете сравнить уровень спортсменов и уровень работы местных федераций. Какое первое впечатление оставляет развитие камчатского бокса?

- Всё в порядке, но всегда есть над чем работать. Видно, что есть желание трудиться и развиваться у ребят и тренеров, есть вектор направления работы у руководства Федерации. Я так понимаю, что отдалённость Камчатки и сложности выездов боксёров на турниры по России мешают развиваться боксу на Камчатке. Без частой турнирной практики на всероссийском уровне трудно развиваться боксу в отдельно взятом регионе. Поэтому есть много вопросов к технике и тактике ведения боя. Но, я думаю, что всё поправимо. Главное, чтобы стремление и желание у самих спортсменов было. Знаю, что даже в таких обстоятельствах, хоть и с трудом, но здесь готовят хороших боксёров, готовят мастеров спорта.

Вот уже год мы живём без международных турниров. В современных условиях, когда российскому спорту западный мир устроил блокаду, как сохранить на плаву отечественный бокс?

- Наверное, тут выход пока один - соревноваться в привычном турнирном режиме внутри страны. Чаще встречаться с белорусскими боксёрами. И всё же нужно стараться выезжать в другие страны с учётом того, что при Умаре Кремлёве на посту президента Международной федерации любительского бокса мы имеем допуск к международным турнирам. Вот, недавно наши мужская и женская сборные успешно выступили на международном турнире в Марокко под своим флагом и гимном. И совсем скоро наши девушки отправятся на чемпионат мира в Дели, а мужчины в мае поедут на чемпионат мира в Ташкент. Знаю, что из-за этого некоторые страны планируют отказаться от участия в мировых чемпионатах, но это не должно быть нашей проблемой.

Какое впечатление у Вас оставила Камчатка?

- Лично у меня замечательные впечатления. Мне на Камчатке как-то спокойно и уютно. Очень понравилась и природа, и люди. У вас такое место, которое оставляет желание вернуться сюда ещё раз. А Камчатской Федерации бокса и её воспитанникам пожелаю новых побед. Они движутся в правильном направлении!

Беседовал Дмитрий Пюкке, спортивный обозреватель РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 45 След.