«Высторопец изнутри» - именно так назвали творческую встречу артиста со зрителями ее организаторы. Идея устраивать вечера неформального общения родилась как продолжение проекта «Простое чтение». Первыми ее осуществили актриса Елена Зорина и почитатели ее таланта. Вторая встреча состоялась 15 ноября с Алексеем Высторопцем. Стулья для публики выстроились в просторном нижнем фойе главного театра Камчатки, и свободных мест не было.
Отличительной чертой творческого вечера была возможность не выключать сотовые телефоны, отвечать на их звонки, ходить по фойе, наливать себе воду и чай. Надо отметить, этими «бонусами» почти никто не воспользовался, потому что зрители, или, в данном случае – собеседники, были полностью поглощены диалогом, очарованы и захвачены неотразимым обаянием артиста и его таланта. Полтора часа пролетели незаметно: вопросов Алексею задали множество, и сегодня мы предлагаем вам побывать на этой теплой встрече заочно и узнать, чем живет и дышит артист Высторопец. С первых минут было решено, что, коль уж формат общения дружеский, практически семейный, то обращаться к Алексею можно на «ты». Мы сохраняем эту особенность необычного театрального вечера.
Алексей Высторопец родился в Хабаровске в 1975 году. Окончил Иркутское театральное училище. С 1995 года работает на сцене Камчатского театра драмы и комедии и является востребованным артистом, сыгравшим более 70 ролей. Занят в спектаклях «Единственный наследник», «Красавец-мужчина», «Саня, Ваня, с ними Римас» («На Чусовой реке»), «Как я съел собаку», «Муж моей жены» и пр. Заслуженный артист РФ.
- Лёша, как состоялось твое первое знакомство с театром?
- Мне было 12, я пришел на бокс, мне дали «в морду», и я пошел в театральную студию. И как-то сразу мне это пришлось по душе. Мое первое выступление состоялось 7 ноября, в ДК профсоюзов в Хабаровске. Мы показывали отрывок из «Республики ШКИД», я играл беспризорника – от страха тряслись колени. А потом, лет через 10 работы в профессиональном театре, эта нервозность чуть-чуть ушла.
В театральной студии я провел три с половиной года, потом поступил в Иркутское театральное училище. Не очень понимаю даже, как мы все его закончили... В 15 лет уехать из дома было тяжеловато, но очень любопытно, все было интересно, началась совсем другая жизнь. Тогда я и усвоил, что безумно люблю дело, которым стал заниматься. В 19 лет я окончил учебу. Шел 1995 год, страна развалилась окончательно. На Камчатке работали мои друзья-артисты, и я передал им записку: «Если мне придет вызов, я приеду». Мы с другом помыкались по Иркутску некоторое время, а потом я вернулся в Хабаровск и пошел в хабаровскую драму, в которой очень не хотел работать. Но мне сказали: «Оформляйтесь!», - и я поехал домой за документами. Именно в этот момент почтальон принес телеграмму: «Приглашаем на работу». Я понял, что поеду на край света.
И когда я впервые зашел за кулису этого театра, я испытал удивительное, непередаваемое чувство, ощутив запах сцены – такой комфортный, такой нежный, располагающий к себе. Это было именно то, что я искал.
Я прилетел 4 мая, а уже 16-го сыграл здесь премьеру. Был срочный ввод в «Укрощение строптивой», роль Транио – не маленькая роль. Тогда я думал, что приехал сюда на год. И вот пошел уже 21-й год, как я на Камчатке, потому что это – именно тот театр, о котором я мечтал. Домашняя, семейная труппа, живой организм, где работает все сразу, и работает хорошо.
- Как твои родители отнеслись к такому выбору профессии?
- Скандал был дома! Отец кричал: «Ты что, хочешь до Иркутска и обратно на поезде прокатиться?! Вот, здесь – железнодорожный институт! ...В жизни надо уметь чертить!». Родители мои к театру никакого отношения не имеют – мама всю жизнь работала педагогом в детском саду, папа был инженером, экономистом. Со временем они приняли мой выбор. А чертить я, кстати, умею. И читать чертежи.
Но выбор профессии передо мной никогда не стоял. Театр возник в моей жизни сразу любимым делом. Поэтому я всегда воспринимал театр как свою жизнь. Артисты и педагоги-учителя были для меня небожителями. Я был глубоко уверен, что они не ходят по магазинам, не матерятся и не посещают туалет.
- Расскажи о людях, которые тебя сформировали как артиста.
- Колоссальную школу мне дал Валентин Васильевич Зверовщиков. В этом плане он мой крестный отец. Направление в творчестве, понимание театра сформировал во мне он. Очень долго со мной возился, вложил в меня чрезвычайно много! После училища он был моим театральным мастером, и я ему очень благодарен.
Были и другие режиссеры, разные. И разные отношения. Нужно учиться работать с каждым режиссером, а у меня не всегда получается, это мой минус. Я человек-то разный, и раньше был очень вспыльчивый. Сейчас стараюсь не позволять себе этого.
В числе людей, которые меня сформировали – Лев Константинович Дуров. Наше общение очень значимо для меня, и то, что его больше нет среди живых, – моя личная большая трагедия. Как-то в наших ночных беседах я спросил Льва Константиновича: «То, что вы любите театр – понятно. А что вы не любите в театре?». Он сказал: «Только одного. Не терплю в театре жлобства». И это очень точная, прямо моя формулировка. Мы все здесь люди тщеславные, но в этом театре мы не позволяем себе относиться друг к другу свысока. И потому мне здесь всегда комфортно.
- А свою любовь ты встретил тоже в театре?
- Я нашел ее практически сразу после приезда на Камчатку. В 1996 году отмечалось 300-летие Российского флота, и театр ставил спектакль «Раскинулось море широко», в котором участвовал ансамбль Военно-морского флота. В нем была хормейстер – единственная женщина в основном составе. С потрясающими голубыми глазами и в голубой форме. Я сказал: «Вы знаете, Леночка, к вашим глазам так идет ваша форма!». Ничего нельзя было придумать пошлее... Но через какое-то время Леночке уже некуда было деваться, она сдалась, а потом сдался и я – 20 лет тому назад. Эта женщина не только пожертвовала своей жизнью ради меня, но и вложила во все мои роли 50 процентов себя. Лена замечательный хормейстер, поставила в театре много музыкальных спектаклей, работала завлитом. Лена, спасибо тебе большое! Все, что я имею в жизни, – благодаря тебе! – (жена Алексея присутствовала на встрече и под дружные аплодисменты публики была ей представлена.)
- Не мучают ли тебя вопросы типа: «А может, это не мое?», не хочется ли все бросить и заняться чем-нибудь другим?
- Такие вопросы возникают с утра до вечера! «А тем ли я занимаюсь, нужно ли это мне?», и вообще – имею ли я право выходить на сцену перед вами? Этот вопрос всегда тревожит. Но когда после спектакля в зале я вижу не недоумение, а аплодисменты и тысячи глаз, которые сияют живыми эмоциями; когда приходят люди и говорят: «Мы 10 лет назад были на этом спектакле, а теперь решили еще раз сходить – спасибо вам большое!» - вот тогда понимаю, что, наверное, не зря это делаю. Наверное, я продолжу. Хотя были моменты, когда даже писал заявления на увольнение... Но каждый раз передумывал и забирал.
- Есть ли у тебя любимая роль?
- Да, есть одна... Она принесла мне больше всего денег – роль Бабы Яги! – смеется Алексей. - Артистов часто спрашивают, есть ли у них любимая роль. Но создание каждого образа это некое таинство. Когда мы начинаем – есть только сухой текст, а когда приходит зритель, то видит уже готовый материал. Соглашаться с ним или нет – другое дело, но созданный характер живет. Режиссер, артист его придумали и воплотили. А можно ли не любить то, во что ты вложил свою душу? Причем не просто выученным текстом, а бессонными ночами, скандалами с женой, криками на детей... это все я, понимаете? Поэтому все роли – любимые. Да, у одной успех больше, у другой – меньше. Но тут возникает вопрос: зачем мы вообще выходим на сцену? Успех артисту нужен, но если он выходит на сцену только за успехом – грош ему цена. Между самоутверждением и самовыражением разница – колоссальная. И если говорить о творчестве, то целью должно быть самовыражение. Это когда есть, что сказать публике, а не использовать ее для собственной славы.
Впрочем, дважды в жизни я позволил себе отказаться от ролей. Вообще, в театре этого делать нельзя. Но первый раз я отказался, потому что сыграл только что точно такую же – причем это был яркий гей. Я не могу играть подряд двух геев! Второй раз – когда я подумал, что мы не сможем найти общий язык. Оба раза я нес ответственность, руководством были изданы приказы, потому что театр – это не только творчество, это еще и организационно-правовая форма со своими правилами и порядками.
А сыграно было... много ролей. Когда-то, году в 2008-м, у меня лежал лист, где все было подсчитано: на тот момент 68 ролей в спектаклях. Потом я не считал.
- А любимые партнеры в театре у тебя есть?
- Надо сказать, удивительнейшая труппа здесь! Семейная. Всегда подставят плечо, работать с такими людьми – удовольствие. Есть, к примеру, замечательный спектакль, «Муж моей жены», где мы играем втроем и просто купаемся в счастье, что мы партнеры: Татьяна Дерегузова, Андрей Лепеев и я. Этот спектакль мы поставили за 10 дней, когда были на реконструкции, потому что нужно было заткнуть дырку в репертуаре. Его уже три раза списывали. Мы до сих пор не знаем текста – ни разу не сказали его весь! Прямо на сцене я могу сказать Лепееву: «Н-не то-о-о...». Он вернется, скажет что надо, уточнит: «А теперь – то-о-о?» – «То-о-о...», и так, что это даже не выбивается из контекста, из драматургической струи. Высший пилотаж!
- Всегда хотелось узнать, что думают артисты в тот момент, когда посреди спектакля в зрительном зале звонит мобильный телефон?
- Мы стараемся этого не замечать. Но телефоны звонят в разные моменты. Когда – тишина в зале, мы говорим о том, как любим своих родителей, как они бесценно дороги и как хочется, чтобы они подольше пожили... И в этот момент звонит телефон! Как его не заметишь?
На самом деле мы никогда не злимся на зрителя. Вы же не специально оставляете телефоны включенными. Но, честно говоря, они отвлекают и больше всего мешают другим зрителям.
А еще – мы видим всех, кто пишет смс. В темноте зрительного зала их лица подсвечены телефонными дисплеями.
- Расскажи, как появился проект, в котором ты играешь с московскими артистами?
- Он родился спонтанно и был большой авантюрой! Мы отдыхали в Сочи, и туда прилетели со спектаклем мои хорошие друзья из шоу «6 кадров». Вечером мы пошли в ресторанчик, и там Андрей Кайков говорит: «Хочу с тобой сыграть спектакль». Я удивился: «А как ты себе это представляешь? Во-первых, ты не знаешь, какой я артист. То, что мы хорошо сидим и часто встречаемся, ни о чем не говорит. А во-вторых, ты все время занят в Москве, я всегда на Камчатке». Посмеялись и забыли. Но не прошло и двух месяцев, как позвонил продюсер: «Мы придумали, как вам сыграть с Кайковым спектакль. Вот есть «Любовный приворот», Сережа Дорогов отдает тебе роль, мы высылаем видео и текст, ты учишь, мы прилетаем и играем». Я, конечно, сомневался, но жена сказала: «Ты что, с Кайковым комедию не сыграешь?! Звони, говори, что согласен!».
Они мне прислали ссылку на 2-актовый спектакль в хорошем качестве, я его три дня пытался скачать – безуспешно. Позвонил родителям в Хабаровск, и папа быстро скачал мне файл и передал флешку с утренним самолетом. Я стал смотреть, работать над спектаклем. За день до него прилетел Кайков, мы вечером все это репетнули, с утра покатались на лыжах, прилетели Галя Данилова и Мирослава Карпович, мы прошли все наши сцены за два часа до начала спектакля, и начали. Два дня играли, и это всем понравилось. Я даже не понял, что это было. Но тут же мы получили предложение от руководства сыграть в следующем году. И Кайков легко согласился.
- Тебе не хотелось перебраться в Москву, сделать там карьеру?
- Я безумно люблю Москву, мне очень нравится там работать. Здесь мы живем по-другому. Я любя называю всех нас, и себя в том числе, – люди-тюлени. Мы никуда не спешим: «Ой, ну давайте завтра мы встретимся, нам надо подумать...». Завтра звонишь: «А мы еще не думали... Сейчас мы кофе пьем, а думать будем завтра...». В Москве другой ритм жизни, и он мне очень нравится. Я пять лет по два месяца в году жил в Москве, когда учился в ГИТИСе на продюсерском факультете. Получил фантастическое образование – лучше ничего не бывает.
Но уезжать я отсюда никогда не хотел. Я всегда был здесь востребован, без лишней скромности скажу – меня любил зритель, от него я получал огромный положительный заряд. И это до сих пор продолжается – мое большое счастье. Я ведь никогда не ходил «на работу», а занимался тем, что мне нравится. А потом, такое удивительное дело – артисты работают с 11 часов! Я никогда не вставал в 8! Для меня к 8 приехать куда-то – весь день быть разбитым!
Кстати, в Москве я играл, и немало. В какой-то момент мы с друзьями и коллегами сидели в комнате отдыха в драматическом театре имени Ермоловой, пили чай, и актриса Александра Назарова спросила: «У тебя же, Леша, есть моноспектакль. Отчего ты его у нас не сыграешь?». И пока я не знал, что ответить, получила «добро» от руководителей театра. Я сыграл «Как я съел собаку», вернулся домой, а мне звонят и спрашивают: «Ты в мае прилетаешь? Тебя в репертуар на какое число ставить?». И я стал прилетать учиться, а в конце сессии играть спектакль в театре Ермоловой.
- Трудно ли входить в роль и выходить из нее? И если все время приходится играть какие-то роли, остается ли реальность, в которой живет настоящий Алексей Высторопец?
- Не только актеры – мы все носим маски. Это наша защитная реакция на страх: как мы выглядим, что о нас подумают, что скажут. Самими собой мы становимся только когда в одиночку ходим в лесу по грибы, или во время оргазма.
Не могу сказать, что для меня существует такой процесс, как войти в роль или выйти. Но есть спектакли, после которых хочется побыть одному, помолчать. Например, «Как я съел собаку». В этом году ему исполняется 14 лет. В день спектакля я старюсь побыть сам с собой, не растрачивать эмоции, не ржать, не рассказывать анекдоты, не восхищаться ничем. И так же после спектакля. Потому что он выворачивает меня наизнанку, грудь начинает болеть от переживаний, которые проходят через меня за эти час-полтора.
Я очень люблю свою профессию! Все время говорю: «Какое это счастье! Кажется, я что-то нашел...». А последние года два я понял, что начал любить ее совсем по-другому: еще и за то, что у меня есть возможность два-три часа находиться в совершенно другом состоянии. Пока идет спектакль, меня – нет. Я не знаю, что происходит в мире, что происходит со мной. Точно знаю только то, что происходит с моим персонажем. Отрешаюсь всего. И Он, персонаж, живет своей жизнью, использует мое тело, мой голос... а я – просто транслирую.
Записала Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
Фото Анастасии ЕРОХИНОЙ, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
18 ноября 2016 г.
За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.
Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.
По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.
«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.
В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.
«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.
«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.
17 апреля в рамках фестиваля «Камчатская весна» состоится концерт московской джазовой вокалистки Светланы Жаворонковой и коллектива Acoustic Soul , сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевой филармонии.
Они представят проект Soul Divas Tribute (Дань уважения соул-дивам), который погрузит слушателя в эстетику женского вокала. В основе харизматичный соул и джаз 1970–2000-х годов.
На сцене прозвучат композиции звёзд мирового уровня в прочтении певицы и композитора Светланы Жаворонковой. Динамичный проект Soul Divas Tribute включает хиты звёзд первого эшелона: Тины Тёрнер, Адель, Ареты Франклин, Эми Вайнхаус.
Светлана Жаворонкова на протяжении нескольких лет работает с Acoustic Soul. Чувственность и сыгранность коллектива дополняет эмоциональный драйв, который зрители почувствуют в электрическом звучании команды.
Обсуждения новости