Цирк «Саквояж» на Камчатке - известный и уважаемый детский коллектив. Его юные артисты участвуют во всех значимых концертах и мероприятиях, и от блестящих выступлений всегда захватывает дух. Многие родители мечтают, чтобы их малыш попал в «Саквояж», и шансы есть: в младшие группы цирка деток принимают с 2-х лет. Кто-то из них, пройдя серьезный отсев и годы занятий, обязательно станет настоящим цирковым артистом.
«Саквояж» часто выезжает на различные фестивали и конкурсы, и уже стало фирменным стилем коллектива возвращаться с трофеями - как правило, это главные призы и награды из тройки лидеров. 2016 год стал для камчатского детского цирка очень насыщенным и принес немало побед. Начался он с поездки во Владивосток на международный конкурс-фестиваль «Мир чудес», где циркачи завоевали гран-при и два «золота». В апреле летали в Тюмень на Дельфийские игры и стали серебряными медалистами. В сентябре ездили на Международный московский молодежный фестиваль циркового искусства. Там, в цирке Никулина, взяли «Бронзового слона» в детской номинации. В декабре участвовали во Всероссийском конкурсе юных талантов «Синяя птица», который представляет телеканал «Россия 1». А прямо накануне новогодних праздников цирк «Саквояж» получил почетное звание «Заслуженный».
Надо ли говорить, что все эти успехи свидетельствуют, главным образом, об упорном и неустанном труде камчатских цирковых и, конечно, о большом, многогранном таланте их руководителя. Алла Владимировна Сушок - из той редкой породы одаренных людей, которые отдаются любимому делу целиком, без остатка, и собственные успехи измеряют достижениями своих учеников. Она влюбилась в цирк 5-летней девочкой, когда мама привела ее на первое занятие в цирковую студию, а руководителем цирка стала еще студенткой, в родном Челябинске. И когда в 1993 году переехала с семьей на Камчатку, немедленно создала здесь цирковой коллектив: прилетела 6 августа, а уже 1 сентября начались занятия, и в мае 1994-го года «Саквояж» дал первый отчетный концерт.
- Алла Владимировна, почему же вы не пошли по стезе артиста, а выбрали нелегкий путь педагога, режиссера, художника и организатора в одном лице?
- Меня на этот путь мягко, но уверенно направили. Я занималась в цирковом коллективе «Жар-птица», потом вышла замуж, родила дочку и снова пришла заниматься, и однажды моя руководитель сказала: «Алла, открылся новый ДК «Строитель», там нужен руководитель циркового коллектива. Иди, у тебя получится. Дам тебе немного реквизита, костюмов, начни. Мы тебе поможем». Она меня отправила – как окрестила, и я пошла...
- Не скучаете по манежу?
- Знаете, работы столько, что скучать некогда. Я сама придумываю номера, сама их режиссирую, изобретаю реквизит и костюмы, ищу, кто их будет шить, подбираю музыку, пишу, составляю фонограммы. Все делаю сама, от «А» до «Я». И вообще – желающих быть артистами хватает, надо же кому-то их воспитывать! - смеется Алла Владимировна.
- Пожалуй, с самого раннего возраста - с двух лет - с детьми в нашем городе занимается только «Саквояж». Скажите: если ребенок ходит регулярно на занятия и старается – это уже гарантия, что он станет артистом, или все-таки нет?
- Не всегда. Скорее, нет. Кому-то это просто не дано. Вообще, цирк надо любить, надо быть фанатом в хорошем смысле. Это такой кропотливый труд! У нас нужно дневать и ночевать, чтобы чего-то добиться. Не все готовы к такой самоотдаче, кто-то говорит: «Мы ходим для себя, нам не надо покорять вершины мастерства». Некоторым не идет – не по адресу пришли, нет у ребенка интереса к искусству. Ведь цирк это, прежде всего, искусство. Отправляю на танцы, каратэ, хор, шахматы... А когда сюда попадают те, кому это действительно подходит, и кому нравится – они остаются, как правило, до конца, до выпуска из 11класса. К 5 годам начинаю сортировать детей: ты жонглер, ты акробат, ты гимнаст. Учитываю их желание, конечно, но и убеждаю, если нужно: «На это твое тело лучше отзовется». Маленькие вообще пластилин, работать с ними – одно удовольствие. Хотя мне все возрасты нравятся, я со всеми нахожу общий язык.
Педагоги в «Саквояже» – все мною выращенные. Помимо них, у нас несколько хореографов – по спортивному танцу, классическому, народному. Кроме того, каждый год в январе мы приглашаем педагогов с материка, два года подряд к нам приезжали мастера из государственного циркового училища, были преподаватели из Владивостока, Арсеньева, Вологды... В этом январе - из Твери.
- А вас саму, как талантливого педагога и постановщика номеров, не пытались переманить в крупные города?
- Конечно, пытались. Есть интересные предложения. Но «Саквояж» - мое детище. И я для себя решила уже давно: нельзя Камчатку оставлять без цирка. Дети здесь – талантливые! Молодцы. В основном все – долгожители в «Саквояже». До моего приезда на полуострове не было цирка, мы – первооткрыватели. И нам уже скоро 25 лет. Сейчас я спокойна, знаю: мне есть на кого оставить дело, есть надежное плечо. Эта машина будет работать и не остановится. Цирк укомплектован и костюмами, и реквизитом – все это годами собиралось по крупиночкам.
- Как же получается, что цирковой коллектив с Камчатки, куда бы ни летал, без наград не возвращается?
- А что же – так далеко лететь и вернуться с пустыми руками? Это неприлично даже! - смеется Алла Сушок. - Секрет один: мы всегда готовимся, работаем хорошо и много. Тренируемся ежедневно по 5-6, а то и по 10 часов. Летом у кого-то каникулы, а у нас - сборы, мы занимаемся с 9 утра и до 5 вечера каждый день, на стадионе много работаем, общей физподготовке уделяем время. А иначе – результата не будет.
- Когда ваши дети, совсем еще малыши, на сцене показывают чудеса акробатики и эквилибристики, сердце замирает и от восторга, и от переживания: а вдруг сорвется, упадет? Но всегда все идеально. А вы - не волнуетесь за своих артистов во время выступлений?
- Нет, я же в них уверена. Перед этим мы нарабатываем номер год, полтора. Пока у меня нет уверенности, я их не выпускаю на сцену.
- Какая награда, полученная вашими воспитанниками, самая ценная для «Саквояжа»?
- Они все ценные, трудно выделить одну. Наверное, на сегодня – «Бронзовый слон», которого мы привезли из Московского цирка Никулина на Цветном Бульваре с международного фестиваля-конкурса циркового искусства. Там работало несколько династий – мы их отодвинули и взяли слона! Это дорогого стоит. Хотя у нас есть награды и от Российской государственной цирковой компании, и от братьев Запашных, и от братьев Шатировых, и от народного артиста Леонида Костюка, от Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша). В Хельсинки и в Стокгольме мы взяли гран-при. Они все ценные!
- А где же ваша впечатляющая выставка достижений?
- Да стоят все скромненько в шкафчике в зале...
- Алла Владимировна, у вас есть увлечения кроме цирка?
- Никаких. Я вся там. Как отдыхать – я уже забыла. Очень люблю съездить в Паратунку, но года два там не была. Друзей не осталось - они уже и не приглашают, знают, что не вырвусь, бесполезно звать. По три концерта в неделю – нужно репетировать! Здесь с утра до ночи. Домой прихожу только спать. Работа – мой друг и моя семья. Муж тоже работает здесь светорежиссером («Саквояж» базируется в ЦКД «Сероглазка» - прим. авт.), он – наш инспектор манежа по технике безопасности, помогает с изготовлением реквизита. Дочь работает репетитором-балетмейстером. В отпуск я не хожу, с утра до вечера с детьми. Цирк – моя вторая семья. Мы много занимаемся, но и много беседуем. У нас один за всех и все за одного. Я над этим постоянно работаю. Приходят новенькие – вначале работаю с родителями. Случайные, не близкие по духу люди у нас не задерживаются, а те, кто остаются - готовы помогать всеми силами и становятся моими надежными союзниками. Мы сплоченные, любим вместе собраться, в честь побед всегда стараемся чай попить.
- А когда успеваете новые номера ставить?
- Сама не понимаю! А если серьезно – ловлю моменты. Идеи я долго вынашиваю, пока они полностью не созреют. Хотелось мне сделать массовый патриотический номер «Моя душа – моя Россия», ходила, носила эту мысль в голове. Сотни мелодий переслушала - все не то. А в прошлом году услышала казачий коллектив из Ставрополья. Как только они запели финальную песню, я поняла, что это моя музыка, и тут же в голове стал выстраиваться номер. И сделали мы такой шедевр для 27 детей, что зал всегда встает! Так же «Цирковое хололо» - долго продумывала, как вплести в цирковой номер национальные мотивы, и сколько уже лет ему, а до сих пор востребован. Главное - душу вкладывать в то, что делаешь.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в популярном телепроекте - конкурсе талантов «Синяя птица».
- Это - сбывшаяся мечта. Еще в прошлом году мы смотрели передачи и думали, как было бы здорово туда попасть. Наши артисты - акробатический дуэт Инесса Тихомирова и Алексей Шкуратов - очень удачно выступили на Дельфийских играх, победили, и их пригласили на фестиваль в цирк Никулина. Там они вошли в число призеров, и нам тут же позвонили: «Вы прошли кастинг на «Синюю птицу», вылетайте на съемки». Это было неожиданно и очень радостно. Оказалось, в кастинге участвовали 180 цирковых номеров, а вошли в телепроект около десяти. Сам этот факт уже победа. Мы впервые участвовали в телевизионном конкурсе всероссийского масштаба, было очень интересно и довольно тяжело. Прилетели в Москву 30 ноября, а 31-го уже была репетиция в цирке на Цветном бульваре. И потом - несколько дней в мощном водовороте событий. Постоянно на ногах, в движении, с телефоном у уха. Репетиции, съемки на Мосфильме, примерки - тут же нам сшили новые костюмы, поменяли музыку, внесли небольшие изменения в сам номер (правда, в итоге сшитые костюмы режиссеру телеканала не понравились, и ребята надели свои, а новые нам подарили).
- А то, что вам предложили все эти изменения, не вызвало в вас протеста?
- Нет, что вы, даже интересно. Можно сказать, у нас еще один номер появился. Музыку нам записали в хорошей обработке и отдали, а на проекте мы работали под живой оркестр. Тоже удивительно – съемки передач шли круглые сутки, и все это время оркестр играл. Наших ребят сняли с одного дубля, быстро, очень хвалили. Нас прозвали гимнастами – «Наши камчатские гимнасты!». Инесса и Лёша всем нравились: дисциплинированные, подтянутые. А ведь им пришлось нелегко, снимали нас в два часа ночи. Я, признаюсь, очень волновалась, сидела, и мурашки по коже бегали. А ребята даже не шелохнулись, ни одного трюка не сорвали, все чисто прошли, просто супер!
Вообще, участники конкурса – потрясающе талантливые дети, интересные, стильные. Жили мы все в одном отеле. Они там бегают и шумят как обычные дети, а на Мосфильм приходишь – они уже артисты, и не подумаешь, что это юное дарование только что носилось по отелю, мешая соседям спать.
И еще глубочайшее впечатление на меня произвели сотрудники телеканала, которые работают просто на износ, 24 часа в сутки, но при этом все позитивные, дружелюбные, внимательные. Нас было очень много, но ко всем отношение было просто замечательное, а к детям - с особым трепетом и заботой. За всеми были закреплены редакторы, они следили, чтобы дети не переутомлялись, отдыхали. Еду нам привозили огромными сумками каждые два часа – салаты, котлеты, все прочее. Если только ребенок рот открыл, редактор уже тут как тут: «Что хочешь? Чем помочь?». Даже передать не могу, насколько это было здорово. Как эти люди любят свою работу! Им просто при жизни надо памятники ставить. И потом не забывают, пишут, вот от нашего редактора смс: «Мы вас любим! Привет снежному краю!». Представляете? А ведь кроме нас у нее еще сто человек было.
- Авторы конкурса «Синяя птица» утверждают, что он поможет сбыться мечтам юных участников, которые через несколько лет станут мировыми звездами. Как это может осуществиться, на ваш взгляд?
- Думаю, что перемены в судьбе детей действительно возможны. Это могут быть приглашения, контракты, предложения бесплатно учиться.
- Инессе только 11, рановато говорить о выборе профессии, а намерен ли стать профессиональным артистом Алексей? Знаю, что некоторые ваши воспитанники пошли по этому пути.
- Да, Лёша планирует после армии поступать в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. И его мама поддерживает сына, она вместе с нами летала на все конкурсы - все за свой счет, находила возможность, чтобы помогать нам. Дежурный родитель в поездках очень нужен, без него как без рук, и большое спасибо маме Алексея, что она всегда с нами.
Сейчас в ГУЦЭИ учится на 3-м курсе Слава Савин, тоже поступил после армии. Когда прилетает на Камчатку, сразу бежит в цирк, обязательно привозит нам мастер-классы, и дети его любят и очень ждут. Катя Антипина учится на первом курсе. Лена Пивнева уже стала руководителем циркового коллектива «Кураж» в Санкт-Петербурге - сама его создала. Еще одна моя ученица окончила МГУ с красным дипломом. Я своими детьми горжусь. Они все получили серьезную закалку характера, все труженики и большие молодцы. Они знают, что способны на многое.
- Какие у «Саквояжа» сейчас первоочередные задачи, и - о чем мечтаете?
- Сейчас мы готовимся к юбилею нашего центра культуры и досуга «Сероглазка», в марте будет большой концерт. В этом году будем обновлять программу. Осенью, надеюсь, съездим на конкурс циркового искусства - сейчас решаем, на какой именно. А мечта... Пожалуй, выступить в Кремле перед Президентом страны с номером «Моя душа – моя Россия».
Мы все время карабкаемся в гору, не оглядываясь назад и, в принципе, все, что задумываем - сбывается. И мы продолжаем восхождение, останавливаться нельзя. Я сама такая, и коллектив у нас такой: и дети, и родители.
Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
Фото Анастасии ЕРОХИНОЙ, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
13 января 2017 г.
Цифровая экосистема МТС совместно с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС подвели итоги образовательного проекта для абитуриентов Дальнего Востока, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».
Первичный онлайн-отбор в ГИТИС прошел в рамках проекта МТС «Поколение М» на цифровой платформе МТС Линк. По итогам консультаций дальневосточница Валентина Тивоненко из Хабаровска рекомендована к поступлению на актерский факультет.
Цифровые консультации с деканом актерского факультета ГИТИСа Тарасом Белоусовым в онлайн-формате в ДФО проходили 15-16 апреля. Всего в мероприятии приняли участие более 100 школьников и студентов колледжей Дальнего Востока и ряда других регионов.
Валентина Тивоненко стала единственной дальневосточницей, успешно прошедшей на второй этап вступительных испытаний, которые состоятся в Москве в стенах ГИТИСа. Пройти первичный онлайн-отбор ей помогли произведения российских авторов.
Валентина тщательно подошла к выбору программы для онлайн-консультаций с педагогом института. Она прочитала отрывок из цикла коротких рассказов Максима Горького «Сказки об Италии», написанных автором под впечатлением от путешествия по стране в эмиграции. Помимо прозы абитуриентка прочла произведение Риммы Казаковой «Двое», а также стихотворение современной поэтессы Анны Ошариной, авторство которого в сети часто приписывают Анне Ахматовой.
«Я хочу быть актрисой и планирую поступать в театральный вуз. Для меня игра на сцене – это отдельный мир. Мне нравится пропускать через себя мысли, тексты авторов и через свою игру нести в мир добро. Очень рада, что попала на онлайн-консультации в рамках проекта «Поколение М». Это крайне удобный формат. Для меня очень ценны рекомендации Тараса Белоусова, которые были даны на мастер-классе. Благодаря онлайн-формату я подготовила себя психологически к очным прослушиваниям», – поделилась впечатлениями Валентина Тивоненко.
Кроме онлайн-консультаций декан актерского факультета ГИТИСа Тарас Белоусов провел также открытую творческую онлайн-встречу для всех дальневосточников, которую посетили не только участники прослушиваний, но и школьники, которые еще не определились с профессией и хотели больше узнать о факультетах Российский института театрального искусства.
За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.
Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.
По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.
«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.
В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.
«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.
«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.
Обсуждения новости