Имя писателя Николая Бушнева малоизвестно широкой камчатской читательской аудитории. Его литературный взлёт совпал с отъездом на материк, поэтому выход одного из лучших художественных исторических романов о Камчатке «Ясак и пашня» на новой малой родине – в Адыгее – не оставил большого следа среди камчатцев. Небольшое количество книг, которые потом прислал писатель на полуостров, чтобы подарить своим близким и друзьям, раздать в библиотеки посёлков, где ему приходилось работать, растеклось в неизвестных направлениях, и лишь крохотная их часть пришла к рядовому читателю. Такая же история случилась и со второй книгой Бушнева «Нести свой крест».
Недавно Николай Леонидович вновь приехал на Камчатку. Он привез сюда не только свои книги, но и принял активное участие в рабочем открытии просветительского центра «Страна рыбы и рыбоедов». И это стало поводом узнать больше о Николае Бушневе и его творчестве.
Наша справка:
Николай Леонидович Бушнев родился 2 мая 1944 г. в Казахстане. Окончил Сибирский технологический институт, специальность - инженер водного транспорта леса. На Камчатке работал с 1967 по 1993 г.г. После переехал в Адыгею. Там он сегодня известен как основатель «Парка Фантазий». Этот парк, богатый вековыми деревьями и редкими растениями, стал обиталищем более ста изваяний из дикого камня и дерева. Фигуры и образы созданы самой природой или чуть подправлены резцом Николая Леонидовича. Представленные экспонаты сопровождены стихами, сказками, шутками. Специально для камчатского просветительского центра «Страны рыбы и рыбоедов» Николай Леонидович привёз ряд своих работ, которые останутся на полуострове. Здесь же, в центре, можно познакомиться и с книгами Бушнева. Подробнее – на http://fishkamchatka.ru/.
«Ясак и пашня» - в книге воссоздаются образы несправедливо забытых, обойдённых признанием Родины личностей, значимых в истории освоения Камчатки и Дальнего Востока. Таких как Михайло Гвоздев, Иван Федоров, побывавших у берегов Аляски на 9 лет раньше экспедиции Витуса Беринга.
«Нести свой крест» - в основе романа реальные события XVIII века, периода, когда открытие и завоевание новых территорий Сибири и Дальнего Востока превращалось в хозяйственное освоение новых «землиц». Прототипы героев романа - это реально существовавшие люди того времени: Емельян Басов, Евтихий Санников, Афанасий Шестаков, Иван Козыревский, Петр Колокольников, Архимандрит Феофилакт; ссыльные Алексей Шубин, Григорий Скорняков-Писарев; купцы Никифор Трапезников и Серебрянников; мореплаватели Витус Беринг, Алексей Чириков, мореход Неводчиков и др.
Почему инженер лесного хозяйства стал писать романы? Что подвигло его заняться изучением истории Камчатки? Об этом рассказывает сам Николай Бушнев.
Я до сих пор не знаю – почему и как решился на написание романа. К этому шёл неосознанно. Ведь прежде 38 лет просто жил активной трудовой жизнью любителя истории. Но чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов, на которые хочется найти ответ. И опять ищешь, смотришь, изучаешь. В конце концов, создается критическая масса познаний и она заставляет браться за перо, чтобы поделиться своим видением событий, о которых хочется поведать.
Случайность ли движет человеком или судьба – трудно понять. Но с высоты своих прожитых лет видишь, что какие-то случайности в значительной мере определяют ход твой жизни.
Вот, к примеру, случайно ли в 16 лет с юга страны я убежал в Сибирь? Добрые люди помогли там окончить школу. Потом, уже в Красноярске, окончил институт, а при распределении выбрал самую дальнюю точку на карте – Камчатку. А тут «Камчатлес» послал работать на дальнее своё предприятие – в Усть-Камчатск, на лесоперевалочную базу. И началось познание. Тундра, океан, туманы, пурга, нерпы, чавыча, нартовые упряжки… Одни эти слова вызывают особые чувства у человека, далёкого от Камчатки, будоражат впечатления и будят любопытство.
Случайность ли привела меня к старой заброшенной церкви бывшего селения Нижне-Камчатск? Я организовал энтузиастов собрать там брошенные железные бочки, чтобы справить их для устройства наплавных бонов в усть-камчатском сплаврейде. После расформирования войсковой части бочек осталось там множество...
Старая рубленая церковь в заброшенном селении сразу поразила меня своей, как мне казалось тогда, жалкой беззащитностью. Ведь рядом стояли обуглевшие останки жилища, а неподалёку развалины бывшей аптеки. В уцелевших двух домах жили две семьи камчадалов. Там-то, от старика-камчадала, я узнал, что церковь очень старая, около двухсот лет стоит. Также он рассказал, что когда советская власть решила закрыть церковь, люди там собрали всю утварь и иконы. Всё это на нартах вывезли из селения, а куда – неведомо. И я как-то по-другому посмотрел на церковь, подумав: видимо, кто-то или что-то хранит её. Вокруг такой разор и пожоги, а церковь высится одиноко, как бы взывая к людской памяти…
В 1969 году мне попалась книга Степана Петровича Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Она и сподвигла меня организовать лыжный переход по маршруту знаменитого исследователя. Правда, приурочили этот поход к 100-летию рождения Ленина. И мы прошли зимой по бездорожью 1000 км, пообморозились, стёрли по три пары лыж деревянных. Но прошли. В своих записках о походе я, конечно же, писал и о Нижне-Камчатской церкви. Нашу экспедицию освещала газета «Камчатская правда»…
А в это время подросток Сергей Вахрин оканчивал 10-й класс в Усть-Камчатске и не ведал, что именно ему выпадет на долю восстановление старинной церкви Успения Божьей Матери в Нижне-Камчатске. Тогда мы жили рядом, но ещё не были знакомы - наше знакомство случилось только в 1981 году, когда Сергей уже плотно занимался историей Камчатки. И ему удалось продвинуть идею восстановления церкви не только на областной, но и на всесоюзный уровень. Добившись, так сказать, всеобщего одобрения, мы приступили к делу. Прямая заслуга Вахрина – он сорганизовал благословение этих работ Гавриилом, епископом Хабаровским и Владивостокским Московского Патриархата Русской Православной Церкви. А на освящение церкви Успения прибыл иеромонах Иннокентий, праправнук Святителя Иннокентия – митрополита Московского, апостола Сибири и Америки…
Случайно ли в 1978 году мой друг Володя Макаров, рыбак из бригады сплавлявшей свои сети на тонях у Нижнее-Камчатска и Черного Яра, подарил мне несколько старинных монет, найденных на отмелях речушки Радуги (Орат)? У устья этой речки и располагался Нижнее-Камчатский острог. Среди монет две выделялись явными признаками подделки. Почти через 10 лет в архивах нашлось подтверждение, что и Емельян Басов, герой моего романа, был вынужден заниматься изготовлением фальшивых монет. А вторая монета, более позднего периода, навела на мысль, что во время Российско-Американской компании, когда Нижне-Камчатск был в расцвете, изготовление фальшивых монет и вовсе имело место быть. Ведь купцы – люди предприимчивые…
За 15 лет работы над своими романами мне пришлось перелопатить массу архивных данных, исторических очерков о Камчатке и Дальнем Востоке, научно-исторических трудов Крашенинникова, Стеллера, научно-исследовательских работ Б. Полевого, А. Сгибнева, С. Окуня, Н. Слюнина и других. Моя любовь к истории и любознательность сподвигли меня к походам и путешествиям по Камчатке и Сибири. Восходил на вулканы, побывал на многих озёрах полуострова, в заброшенных старых селениях. Посетил Командоры, бухты Беринга и Буян. Своими глазами увидел лежбища котиков, сивучей и каланов, птичьи базары топорков и кайр, скелеты выброшенных на берег китов. Разве такое не взбудоражит чувство познания? Конечно же, всё это пригодилось мне при создании романов «Ясак и пашня» и «Нести свой крест».
Кстати, при написании второго романа я предпринял поход по маршруту экспедиции 1728 года Ивана Козыревского и сержанта Емельяна Басова. Они исследовали выход реки Лена в Ледовитый океан, отправившись из Якутска до её устья. А мне удалось пройти на плоту от верховий Лены (п. Витим)) до порта Тикси – это почти 3 тысячи километров по реке – с посещением развалин первого якутского острога конца 17 века.
Всё увиденное и испытанное в походах явилось огромным подспорьем в описании мест событий и помогало вживаться в образы героев моих романов. Кстати, в архивных документах, в описаниях и исследованиях встречаются фамилии и имена живших в то время служивых, казаков, крестьян-переселенцев, местных жителей, тогда считавшихся инородцами. И в моих романах прописаны около 80 русских фамилий и свыше 20 имен инородцев - они не вымышленные.
А сегодня уже Сергей Вахрин занят огромным по значимости для Камчатки, и её коренных жителей в частности, трудом о камчатских фамилиях. Я рад, что мои романы хоть каким-то боком приближаются к этой монументальной работе. И это не высокопарные слова. Поищите в 80 с лишним регионах России да и во всем мире что-то подобное – по идее и теме единения родов, народов, а значит, государства. Ведь любому человеку важно чувствовать свою сопричастность к истории и текущей жизни своей Родины. Так уж устроено. Кстати, Вахрин разыскал потомков одного из героев романа «Нести свой крест», бывшего прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка Алексея Шубина. Это его - за взаимную любовь к дочери Петра Первого Елизавете - сослали на Камчатку с повелением женить на инородке, «дабы жил их образом», а не в русских острогах, и под страхом отрезания языка не озвучивал свои настоящие имя и фамилию. Сколько же труда в поисках, переписках, поездках, встречах положено Вахриным лишь на одну эту фамилию! Убежден, потомки будут удивляться его деятельной работоспособностью на благо своей малой родины – Камчатки.
>В создании моих романов поучаствовала и общественность. В 1988 году рукопись «Ясак и пашня», чтобы узнать мнение читателей, я отдал в школу села Коряки. Там в то время был сильный литературный кружок под руководством учителя Надежды Васильевны Халоймовой. А потом состоялась встреча с обсуждением - и мои первые читатели очень попросили оставить героиню романа Наустичь живой (по сюжету она погибала). Учитывая эти пожелания, камчадалка Наустичь продолжила свое существование…
P.S.: Встретиться с писателем можно в просветительском центре «Страна рыбы и рыбоедов» 7, 8 и 14 октября. Телефон для справок - 8914-999-2865.
В романах Николая Бушнева больше внимания уделено Нижне-Камчатскому острогу и близлежащим к нему местам. В описываемые времена Нижне-Камчатск превращался в столицу Камчатки, т.к. российские купцы отсюда начали промышленное освоение Аляски. Но повезло в исторической славе и Верхне-Камчатскому острогу с его окрестностями. Именно в эту местность – нынешний Мильковский район – дважды присылались награды Российской империи. Так, в 1733 году Василий Мерлин, руководитель сыскной канцелярии, прибывший расследовать причины восстания камчадалов, вручил награду тойону (главе племени) Машуринского острога Божошу - за неподдержание бунта и преданность императрице Анне Иоанновне. Тойон удостоился её портрета и именного палаша с резной ручкой. А сын Божоша Начик в знак уважения был покрещён и назван новым именем – Егором Мерлиным.
В 1852 году, путешествуя по Камчатке, Карл фон Дитмар писал: «При посещении деревни Милковой мы видели не мало очень удачных образчиков крапивного полотна, а двум девушкам даже вручили премии, присланные Санкт-Петербургским экономическим обществом. Для одной из них серьги, для другой брошь. Серьги и брошь золотые, с гранатами. К нашему удивлению обе отказались от подарков, мотивируя отказ, что украшения не вяжутся с их костюмами». В наше время Мильково славно и тем, что это родина самобытного поэта, писателя и общественного деятеля Камчатки Георгия Поротова. Всё его творчество пропитано душевной простотой и огромной любовью к своей родине. Кстати, фамилия Георгия Германовича попала на полуостров в 1718 году, вместе с казаком Иваном Поротовым…
Подготовил Борис МАКСИМОВ, для РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
6 октября 2017 г.
Цифровая экосистема МТС совместно с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС подвели итоги образовательного проекта для абитуриентов Дальнего Востока, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».
Первичный онлайн-отбор в ГИТИС прошел в рамках проекта МТС «Поколение М» на цифровой платформе МТС Линк. По итогам консультаций дальневосточница Валентина Тивоненко из Хабаровска рекомендована к поступлению на актерский факультет.
Цифровые консультации с деканом актерского факультета ГИТИСа Тарасом Белоусовым в онлайн-формате в ДФО проходили 15-16 апреля. Всего в мероприятии приняли участие более 100 школьников и студентов колледжей Дальнего Востока и ряда других регионов.
Валентина Тивоненко стала единственной дальневосточницей, успешно прошедшей на второй этап вступительных испытаний, которые состоятся в Москве в стенах ГИТИСа. Пройти первичный онлайн-отбор ей помогли произведения российских авторов.
Валентина тщательно подошла к выбору программы для онлайн-консультаций с педагогом института. Она прочитала отрывок из цикла коротких рассказов Максима Горького «Сказки об Италии», написанных автором под впечатлением от путешествия по стране в эмиграции. Помимо прозы абитуриентка прочла произведение Риммы Казаковой «Двое», а также стихотворение современной поэтессы Анны Ошариной, авторство которого в сети часто приписывают Анне Ахматовой.
«Я хочу быть актрисой и планирую поступать в театральный вуз. Для меня игра на сцене – это отдельный мир. Мне нравится пропускать через себя мысли, тексты авторов и через свою игру нести в мир добро. Очень рада, что попала на онлайн-консультации в рамках проекта «Поколение М». Это крайне удобный формат. Для меня очень ценны рекомендации Тараса Белоусова, которые были даны на мастер-классе. Благодаря онлайн-формату я подготовила себя психологически к очным прослушиваниям», – поделилась впечатлениями Валентина Тивоненко.
Кроме онлайн-консультаций декан актерского факультета ГИТИСа Тарас Белоусов провел также открытую творческую онлайн-встречу для всех дальневосточников, которую посетили не только участники прослушиваний, но и школьники, которые еще не определились с профессией и хотели больше узнать о факультетах Российский института театрального искусства.
За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.
Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.
По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.
«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.
В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.
«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.
«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.
Обсуждения новости