Своими итогами года с «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» поделился пианист, преподаватель, концертмейстер, журналист, писатель, фотограф, летописец, создатель фильмов и сценариев, Почетный житель Петропавловска-Камчатского, Заслуженный артист РФ, юбиляр этого года Валерий Кравченко.
-Какую оценку вы дадите 2017 году?
-Тревожным был год. Сирия, Украина, Северная Корея (список можно продолжать). И хотя мы здесь, на Камчатке, казалось бы, находимся вдали от так называемых «горячих точек», достаточно взглянуть на нашу крохотную планету из космоса, и сразу станет ясно: всё рядом, и мы все – близкие соседи! Но летят годы, столетия, а человечество так и не может научиться жить в мире, взаимопонимании и доброте.
Явно не хватает позитива и в родном Отечестве. Упрямый рост цен (один бензин чего стоит!), ставший какой-то ненормальной традицией, бедность работающего населения и равнодушное отношение к пенсионерам на фоне немыслимых «зарплат» отдельной группы лиц – всё это крайне огорчает и, что ещё хуже, не сулит светлых надежд на ближайшее будущее.
Что касается лично меня и моей семьи, то у нас всё более-менее благополучно. Хоть я и моя супруга – давно уже в пенсионном возрасте, но мы продолжаем активно работать. И, благодаря этому, имеем возможность помогать и детям, и внукам.
-Что получилось в этом году, чего удалось достичь, в чем или что победить?
Каждый год для меня – сплошной цейтнот. 2017-й не стал исключением. Наверное, во многом я виноват сам: так и научился до сих пор произносить слово «нет». Вот пришёл ко мне в июне мой давний друг и единомышленник Артур Изосимович Белашов. «Валера, – сказал он, – 1 марта 2018-го мне – 80 лет. Решил подарить портретную галерею «Скрижали Камчатки» краевому художественному музей. НУЖНА О «СКРИЖАЛЯХ» КНИГА». Я ему тактично в ответ: «Артур, в переводе на «русский» язык ты пришёл и сказал, что отбираешь у меня летний отпуск, всю осень и кусочек зимы». Так оно и случилось. Я не сказал «нет», и вот уже (в конце декабря) дописываю последние страницы из 232-х запланированных.
При этом от моих основных обязанностей меня никто не освобождал, да я бы и не согласился на освобождение. А работы по-прежнему много. Учу студентов в колледже искусств, готовлю их на конкурсы (осенью этого года мой студент Саша Шевцов стал лауреатом I премии на Всероссийском фестивале-конкурсе «Волшебство звука», а выпускница Карина Минеева поступила в Уральскую консерваторию им. Мусоргского). Продолжаю сотрудничать в роли концертмейстера с Камчатской хоровой капеллой. Пишу сценарии, буклеты к юбилейным мероприятиям. Создаю фильмы. И, конечно, регулярно, как пианист, появляюсь на сцене (вот я заглянул сейчас в свою шпаргалку: 25 концертов в 2017-м году!).
Особенно напряжённой оказалась осень. Готовился вечер к 50-летию капеллы (надо делать фильм, сочинять сценарий). А тут и мой собственный юбилей в октябре «нарисовался». На вашем сайте вышло интервью по случаю моего 75-летия с блестящим заголовком: «Всё сам!». Эти два слова точно отражают стиль и смысл моей жизни.
Несколько слов о капелле. Трудным и ответственным был этот год. После ухода из жизни в декабре прошлого года знаменитого маэстро Морозова, судьба капеллы вызывала большие волнения. Шутка ли: известнейший коллектив России, лауреат международных конкурсов с полувековой биографией остался без руководителя! Однако, весной 2017-го в Петропавловске появился молодой выпускник Московской консерватории Василий Князев. И постепенно всё наладилось. Свидетельство тому – блестяще проведенный юбилейный вечер капеллы на театральной сцене 9 ноября. Да, по-прежнему Московская консерватория готовит отменных музыкантов!..
Конечно, наибольшие тепло и радость приносит семья, хотя и здесь, как вы понимаете, без проблем не бывает. Вот, примеру, старший внук Алёша, которому 27 апреля исполнилось 10 лет. Сопротивляется, не хочет ходить в «музыкалку». А я вспоминаю Диму, своего сына. Он тоже примерно в этом возрасте протестовал против музыкальной школы. А теперь вот: известный на Камчатке звукорежиссёр и композитор, 1 февраля 2017-го состоялась презентация его диска «По ту сторону бубна». Сегодня можно сказать, что вся Камчатка поёт и танцует под его музыку и обработки родовых мелодий северян (исключением является ансамбль «Мэнго», который предпочитает выступать под фонограммы 1975-го года).
Отличилась в этом году и 5-я музыкальная школа, которой вот уже 20 лет руководит Аня Кравченко. Пришлось осенью летать в Москву, получать из рук министра награду: школа вошла в список 50-ти лучших детских школ искусств России… Посетила и меня в этом году новая награда – звание лауреата Камчатской краевой государственной премии им. корякского журналиста Ивана Тапанана.
-А что не получилось пока?
Каждый год я с нетерпением ожидаю лето, чтобы рвануть куда-нибудь далеко, в дикую природу Камчатки. Летом 2016 года удалось погулять по Командорам, впервые увидеть остров Медный. В этом году почти ничего не случилось. Одну дождливую ночь провёл в палатке на берегу океана, съездил на Родниковую, где состоялось открытие концертного зала после реконструкции. Да побывал в Эссо, на юбилее Кирилла Ичанга. Маловато. Посмотрим, что принесёт год 2018-й. На юбилейном вечере Кроноцкий заповедник совместно с Министерством культуры мне подарили сертификат на недельную поездку в Долину гейзеров. Когда-то, очень давно, мы на протяжении 25 лет каждое лето гуляли по заповеднику, помогали строить избушки для его сотрудников. Но с тех пор, как домик Виталия Николаенко в Долине гейзеров внезапно сгорел, а потом случилась беда и с самим Виталием, мне бывать в заповеднике не приходилось. Скучаю…
А если снова о делах – не получилось достаточно много. Почти не сдвинулась с места моя авторская энциклопедия «Культура Камчатки», хотя занимаюсь ею уже 14 лет. Так и не успел пока сделать фильм о поездке на Командоры (а так хочется!). Не приступил к давно запланированной книге «Пламя Севера», в которой хочу рассказать обо всех самых ярких национальных ансамблях Камчатки. Причина ясна: дефицит Времени. Я и студентам своим часто объясняю, что Время – самое ценное в жизни человека. И отведенные каждому из нас годы, дни, часы надо использовать с максимальной пользой (не все, правда, меня слушаются)… Ну и, конечно, я постоянно чувствую себя виноватым в том, что моё внимание к семье, внукам настоятельно требует перемен. Хотя, как кажется, все уже привыкли к моему излишне деловому и творческому образу жизни.
-Ваши пожелания камчатцам, коллегам и родным.
– Лично для себя желаю более реально взвешивать собственные силы, собственное Время. Потому как постоянно работать на износ, наверное, рискованно. Понятно и другое: я ни от чего не откажусь…
Ну, а к моим землякам-камчатцам, кроме традиционных новогодних пожеланий, которые повторять не буду, обращаюсь с просьбой: НЕ УЕЗЖАЙТЕ С КАМЧАТКИ! Наш край – истинное украшение планеты. И нам повезло здесь жить…
(Редакция РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в проекте «Камчатка, итоги-2017 года» предлагает вспомнить, чем был богат этот год. Больше материалов в нашей рубрике).
Цифровая экосистема МТС совместно с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС подвели итоги образовательного проекта для абитуриентов Дальнего Востока, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».
Первичный онлайн-отбор в ГИТИС прошел в рамках проекта МТС «Поколение М» на цифровой платформе МТС Линк. По итогам консультаций дальневосточница Валентина Тивоненко из Хабаровска рекомендована к поступлению на актерский факультет.
Цифровые консультации с деканом актерского факультета ГИТИСа Тарасом Белоусовым в онлайн-формате в ДФО проходили 15-16 апреля. Всего в мероприятии приняли участие более 100 школьников и студентов колледжей Дальнего Востока и ряда других регионов.
Валентина Тивоненко стала единственной дальневосточницей, успешно прошедшей на второй этап вступительных испытаний, которые состоятся в Москве в стенах ГИТИСа. Пройти первичный онлайн-отбор ей помогли произведения российских авторов.
Валентина тщательно подошла к выбору программы для онлайн-консультаций с педагогом института. Она прочитала отрывок из цикла коротких рассказов Максима Горького «Сказки об Италии», написанных автором под впечатлением от путешествия по стране в эмиграции. Помимо прозы абитуриентка прочла произведение Риммы Казаковой «Двое», а также стихотворение современной поэтессы Анны Ошариной, авторство которого в сети часто приписывают Анне Ахматовой.
«Я хочу быть актрисой и планирую поступать в театральный вуз. Для меня игра на сцене – это отдельный мир. Мне нравится пропускать через себя мысли, тексты авторов и через свою игру нести в мир добро. Очень рада, что попала на онлайн-консультации в рамках проекта «Поколение М». Это крайне удобный формат. Для меня очень ценны рекомендации Тараса Белоусова, которые были даны на мастер-классе. Благодаря онлайн-формату я подготовила себя психологически к очным прослушиваниям», – поделилась впечатлениями Валентина Тивоненко.
Кроме онлайн-консультаций декан актерского факультета ГИТИСа Тарас Белоусов провел также открытую творческую онлайн-встречу для всех дальневосточников, которую посетили не только участники прослушиваний, но и школьники, которые еще не определились с профессией и хотели больше узнать о факультетах Российский института театрального искусства.
За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.
Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.
По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.
«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.
В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.
«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.
«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.
Обсуждения новости