Год театра продолжает радовать сюрпризами камчатских любителей театрального искусства. И, как положено, к хорошему сюрпризу прилагается возбуждающая интерес отметка: «впервые». Впервые мы увидим постановку по пьесе всемирно известного драматурга Мартина МакДонаха – классика современной драмы. Впервые будет представлена нашему вниманию музыкальная комедия по прозе Василия Шукшина – её герои оживут в обстановке, близкой нашему времени. Впервые на гастроли в Камчатский край приедут куклы Сергея Образцова. Впервые юные зрители станут участниками театрального эксперимента «Классики детям». И это ещё не всё.
О множестве интересных событий, запланированных на текущий год, шла речь на встрече с художественным руководителем театра Анной Савельевой и режиссёрами Олегом Степановым и Константином Солдатовым. А началась встреча тоже с сюрприза: корреспонденты агентства «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» побывали на репетиции спектакля «Калека с острова Инишмаан», премьера которого состоится совсем скоро – 29, 30 и 31 марта.
Оказаться, пусть всего на полчаса, в пустом зрительном зале, почти «наедине» с режиссёром и артистами, репетирующими новую постановку – очень волнующий опыт. Мы смогли понаблюдать, как рождается спектакль; словно случайно познакомились с его героями, заглянув в окно их дома, где разворачивается напряжённая драма, начала которой мы пока не знаем и не предвидим конца. Первое, что удивило и захватило внимание, – заваленная огромными камнями сцена. Они образуют широкую полосу между залом и деревенским домом, построенным, судя по виду, много лет назад на далёком острове Инишмаан. И в этом небольшом доме живёт молодой калека, в которого (надо сказать мастерски) перевоплощается Павел Шмаков, и он задаёт много вопросов своим тётушкам и соседям, а отвечают ему они не всегда охотно. Действие увлекло, и жаль было уходить из зала, когда время, отведённое на анонс, истекло.
- Когда я приехал на Камчатку, меня очень удивило, что Мартин МакДонах, который по всей России уже прошагал семимильными шагами, здесь ещё не представлен зрителю, - рассказал режиссёр Олег Степанов. – Это самый яркий классик современной драматургии. Да, он своеобразный, где-то жёсткий, где-то спорный, но, тем не менее, очень интересный драматург, и то, что мы решились на этот шаг, радует и меня, и актёров, занятых в спектакле (хороший материал – любому артисту подарок). Сейчас заканчивается работа по изготовлению декораций и костюмов, этим занимается художник Елена Жукова из Санкт-Петербурга, и то, что происходит под её руководством, интригует меня самого: одно дело эскизы, а другое – когда мир этих героев начинает оживать и зовёт погрузиться в него. Очень надеюсь, что эта работа будет интересной и близкой всем камчатским зрителям.
Жанр спектакля Олег Степанов определяет как «трагикомедия» и говорит, что у зрителя будет возможность пережить всю гамму эмоций – и похохотать, и поплакать, и подумать. А также поговорить об этом: после представлений, которые пройдут 5-го, 6-го и 7-го апреля будут организованы обсуждения постановки со зрителями.
В спектакле вместе с Павлом Шмаковым заняты Татьяна Артемьева, Татьяна Дерегузова, Зоя Янышева, Елена Сташевская, Дмитрий Андрюхин, Владимир Заварзин, Андрей Лепеев, Вадим Бондаренко.
В конце апреля состоится ещё одна премьера – для работы над ней на Камчатку несколько дней назад прилетел режиссёр Константин Солдатов, выпускник мастерской И. Л. Райхельгауза, художественный руководитель Творческого проекта «ART-BANDA». Помогает ему в работе художник Наталья Чернова из Санкт-Петербурга.
Константин Солдатов рассказал, что давно хотел обратиться к творчеству Василия Шукшина, и главная задача – сделать это ярко, неизбито:
- Сейчас в России бум по Шукшину, даже тематические фестивали проходят. Материал востребованный, и это не случайно – в обществе есть запрос на нового героя (или старого, хорошо знакомого героя в новом качестве), и герой этот – абсолютный романтик, он живёт идеалом любви - говорит режиссёр. – Он бывает наивен, можно сказать – несовременен. Но тем, наверное, он и интересен в наши дни, что для геройства есть место всегда – в любых простых поступках, в поведении с женщинами, в его ежедневной работе (он водит грузовик по алтайским горам, по Чуйскому тракту, рискуя сорваться в пропасть). Это территория «природного геройства», когда человек не разумом понимает, как поступать, а живёт так, как чувствует. В этой истории много юмора, простоты, забавных деталей, и мы облекаем её в форму музыкальной комедии. При этом у Шукшина есть, мне кажется, место для мистики – в описании событий, связанных с Алтаем и Чуйским трактом, так что мы включим и мифы этих мест.
Актёрский состав спектакля будет определён в ближайшее время, так что в этом вопросе мы пока сохраним интригу. Скажем лишь, что создатели постановки не намерены реконструировать на сцене 1960-е годы, а хотят сделать историю близкой современникам, оторвав её от конкретного времени.
Режиссёр Олег Степанов, привёзший на Камчатку проект «PROчтение» (читки пьес, принадлежащих направлению «новая драма»), так полюбившийся нашим театралам, что билеты раскупаются заранее, предложил к воплощению ещё один интересный проект, на сей раз – посвящённый детям и юным зрителям.
Творческая лаборатория «Классики детям» это необычный театральный эксперимент, в котором участвуют молодые приглашённые режиссёры, критики и зрители. Режиссёры выбирают классическую пьесу (Чехова, Толстова, Островского – спасибо русской литературе, выбор широк) и за пять дней создают эскиз спектакля, который и показывают камчатским школьникам. По результатам голосования и оценки критиков, выбираются лучшие эскизы и в дальнейшем ставятся как полноценный спектакль. Предполагается, что в творческой лаборатории примут участие эксперт «Золотой маски» Александр Вислов и автор программы «Развитие зрительской культуры», театральный критик Александра Никитина, которая проведёт мастер-классы для педагогов и обучит их лучшим методикам обсуждения с детьми спектаклей и книг.
Как сообщила Анна Савельева, заявка на воплощение этого замечательного проекта буквально на днях получила одобрение в Министерстве культуры РФ, финансирование выделено, и театр приступает к проработке деталей и определению сроков.
И в заключение расскажем о гастролях, которые в нынешнем году не назовёшь другим словом, кроме как шикарные. Ведь камчатцы смогут увидеть спектакли легендарного и крупнейшего в мире театра кукол – Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова. Это произойдёт уже в мае – следите за афишей!
В июне к нам приедет один из старейших драматических театров России, Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина) с двумя спектаклями.
Осенью по программе «Обменные гастроли» состоится обмен спектаклями между Камчатским театром драмы и комедии и Санкт-Петербургским государственным театром музыкальной комедии. По заверению Анны Савельевой, петербуржцы привезут нам «не Кальмана», а три замечательных спектакля, которых камчатцы не видели и которые незнакомы многим зрителям и слушателям. В составе гастрольной труппы – оркестр и балет.
Вот такое обилие интересных гостей ожидает камчатскую сцену в ближайшее время. Как отметила Анна Савельева, на полуострове один драматический театр, и он должен быть в известном смысле универсальным и давать возможность зрителям увидеть как можно больше образцов современного театрального искусства. Так что, перефразируя известное крылатое выражение, скажем: театралом можешь ты не быть, но премьеры посмотреть обязан! Судя по всему, они того стоят.
Текст Эммы КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
Фото Анастасии ЮДАЕВОЙ (ЕРОХИНОЙ), РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
15 марта 2019 г.
Цифровая экосистема МТС совместно с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС подвели итоги образовательного проекта для абитуриентов Дальнего Востока, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».
Первичный онлайн-отбор в ГИТИС прошел в рамках проекта МТС «Поколение М» на цифровой платформе МТС Линк. По итогам консультаций дальневосточница Валентина Тивоненко из Хабаровска рекомендована к поступлению на актерский факультет.
Цифровые консультации с деканом актерского факультета ГИТИСа Тарасом Белоусовым в онлайн-формате в ДФО проходили 15-16 апреля. Всего в мероприятии приняли участие более 100 школьников и студентов колледжей Дальнего Востока и ряда других регионов.
Валентина Тивоненко стала единственной дальневосточницей, успешно прошедшей на второй этап вступительных испытаний, которые состоятся в Москве в стенах ГИТИСа. Пройти первичный онлайн-отбор ей помогли произведения российских авторов.
Валентина тщательно подошла к выбору программы для онлайн-консультаций с педагогом института. Она прочитала отрывок из цикла коротких рассказов Максима Горького «Сказки об Италии», написанных автором под впечатлением от путешествия по стране в эмиграции. Помимо прозы абитуриентка прочла произведение Риммы Казаковой «Двое», а также стихотворение современной поэтессы Анны Ошариной, авторство которого в сети часто приписывают Анне Ахматовой.
«Я хочу быть актрисой и планирую поступать в театральный вуз. Для меня игра на сцене – это отдельный мир. Мне нравится пропускать через себя мысли, тексты авторов и через свою игру нести в мир добро. Очень рада, что попала на онлайн-консультации в рамках проекта «Поколение М». Это крайне удобный формат. Для меня очень ценны рекомендации Тараса Белоусова, которые были даны на мастер-классе. Благодаря онлайн-формату я подготовила себя психологически к очным прослушиваниям», – поделилась впечатлениями Валентина Тивоненко.
Кроме онлайн-консультаций декан актерского факультета ГИТИСа Тарас Белоусов провел также открытую творческую онлайн-встречу для всех дальневосточников, которую посетили не только участники прослушиваний, но и школьники, которые еще не определились с профессией и хотели больше узнать о факультетах Российский института театрального искусства.
За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».
Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.
Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.
По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.
Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.
«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.
В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.
«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.
Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.
В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.
«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.
Обсуждения новости