Львиная доля по-камчатски

Львиная доля по-камчатски

10 ноября 2015 20:14
65005

Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ
Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"

В качестве предисловия: «Когда они уйдут от нас, мы, как положено, заведем в календаре День сивуча, и будем активно вспоминать, какое чудо раньше было рядом с нами. Но не вспомним, как бездарно мы это потеряли». Это слова одной моей коллеги по поводу ситуации с выживанием «краснокнижных» сивучей с их традиционной залежки на Моховой в Петропавловске-Камчатском.

Этой осенью, впервые с 2011 года проблема сивучей, вынужденных выживать в опасном соседстве с агрессивной хозяйственной деятельностью, поднята экологической общественностью Камчатки. Общественная организация «ЭкоКамча» забила тревогу в связи с тем, что буквально в нескольких десятках метров от залежки вроде бы охраняемых государством морских львов Стеллера на необорудованном причале ведется разгрузка угля с сухогруза с говорящим именем «Партизан».

Молодые активисты-экологи после долгих согласований с властями проводят пикеты в защиту исчезающих морских млекопитающих и направляют обращения во всех инстанции. Требования, на первый взгляд, несколько наивны, но вполне логичны. И подводят к очевидному выводу: хватит уже кормить общество обещаниями и прожектами! Кстати, история обещаний довольно долгая, их возраст приближается к возрасту некоторых активистов «ЭкоКамчи».

Пращур Васька

Как утверждают старожилы, пращур нынешних сивучей, обитающих на Моховой с октября по май, появился здесь в 70-ых годах прошлого столетия. Прозвали этого сивуча Васькой. А прикормили его работники некогда одного из самых богатых предприятий Камчатки – Моховского рыбокомбината. Может, вслед за Васькой, а может, и в связи с буйным расцветом рыбной отрасли региона, уже через несколько лет в бухту Моховая Авачинской губы на зимние залежки начали приплывать десятки, а потом и сотни сивучей, привлекаемых легкой добычей – рыбой с МРСов, которые подходили на разгрузку. Говорят, что в самые тучные советские годы в бухте насчитывалось 2-3 тысячи морских львов. Сейчас их, по разным данным, от 150 до 250 особей на всю бухту.

А несколько лет назад сивучей занесли в Красную книгу России и Камчатки, как единственный вид в роде с сокращающейся численностью на большей части ареала. В Красной книге указано, что «существование этого вида важно для сохранения биоразнообразия региона. Сивучи могут служить великолепным индикатором состояния экосистемы океана и объектом наблюдения в сфере экологического туризма».

История обещаний

На официальном уровне о проблеме с сивучами на Моховой заговорили еще при ныне покойном градоначальнике Владиславе Скворцове. Так, летом 2008 года было заявлено, что начинаются активные работы по благоустройству пирса на Моховой. Обещали к октябрю 2009 года отсыпать пирс для удобства сивучей. «Глава города Владислав Скворцов предложил подготовить документы о передаче данного земельного участка для наделения его особым статусом. Также в план ремонта дорог на 2009 год будет внесена трасса в п. Моховая и до самого пирса», - обещали тогда власти, пожелавшие сделать эту городскую залежку визитной карточкой города.

Однако уже в марте следующего года стало окончательно ясно, что никакой реконструкции пирса не будет, а в мэрии начали сомневаться в целесообразности данных намерений и во всем обвинили ученых. Мол, не могут прийти к единой точке зрения – будут сивучи здесь обитать долгосрочно или нет. Владимир Вертянкин, который тогда работал начальником отдела мониторинга морских млекопитающих ФГУ «Севвострыбвод», заявил, что «лёжка сивучей на пирсе бухты Моховой не связана с производственной деятельностью человека по переработке рыбы и является природным явлением». А рассредоточение животных по всему восточному берегу Авачинской губы связано с аварийным состоянием пирса.

В общем, подискутировали и направили обращение в Министерство природных ресурсов Камчатского края, КамчатНИРО и ФГУ «Севвострыбвод» с просьбой в срок до 15 мая 2010 года подготовить технико-экономическое обоснование необходимости обустройства лежбища сивучей в районе Моховой. Ожидалось, что на основе полученного заключения инвестором будет приниматься решение либо о проведении работ капитального характера с устройством не только пирсовой зоны, но и смотровых площадок, либо о небольшой реконструкции имеющегося пирса.

В 2011 году специалисты КамчатНИРО и Севвострыбвода предложили придать территориям двух лежбищ сивучей в городе Петропавловске-Камчатском статус особо охраняемых природных территорий (памятника природы). «Требуется минимум средств, чтобы огородить это место небольшим забором и устроить небольшую площадку, с которой планируется проводить научный мониторинг. Люди наблюдали бы сивучей, не беспокоя их», – цитировала газета «Камчатский край» Сергея Коренева из КамчатНИРО.

Но, пожалуй, единственный реальный шаг в деле защиты сивучей был сделан осенью 2011 года, когда Минприроды РФ выделило целых 497 тысяч рублей, которых, по данным регионального Управления Росприроднадзора, хватило на установку нескольких камер видеонаблюдения, а также на информационные плакаты с призывами не беспокоить животных.

Еще через два года, в июле 2013-го, чиновники из краевого министерства природных ресурсов и экологии в ходе выездного обследования пирсов констатировали, что «территория земельного участка и разрушенных причальных сооружений находится в частном владении (в аренде на 49 лет – до 2056 года), а собственник не заинтересован ни в обустройстве, ни в реконструкции причальных сооружений. Тогда же чиновники ужаснулись видом активно разрушающихся зданий бывшего рыбокомбината, больше похожих на знаменитый «дом Павлова» в Сталинграде… В общем, направили запрос по поводу собственника в мэрию Петропавловска и разошлись примерно на год.

17 февраля 2014 года на сайте правительства появилось сообщение о том, что в Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края снова прошло межведомственное совещание по вопросу обеспечения безопасности сезонной группировки на зимних залежках в черте Петропавловска. И опять обсуждались проекты «по созданию смотровой площадки для проведения эколого-просветительских экскурсий» в районе сезонных залежек сивучей. Поохали по поводу невозможности защиты сивучей на мысе Чавыча, где находятся канализационно-очистные сооружения, через которые в сутки проходит до 20 тыс. м3 сточных вод. Также констатировали факт, что залежки сивучей в бухте Моховая находятся на земельных участках, находящихся в долгосрочной аренде (субаренде) у ООО рыболовецкая фирма «Алаид», ООО «Сангар» и иных юридических лиц, что «создает известные проблемы в части организации охраны и обустройства залежек».

Тогда же юридические лица были проинформированы о том, что при осуществлении хозяйственной деятельности в районах залежек сивучей необходимо соблюдать требования природоохранного законодательства в части обеспечения охраны этих редких и исчезающих животных, и не допускать загрязнения морских вод, а также иных действий, вследствие которых возможно причинение вреда сивучам.

Пока власти мечтают…

Пока власти всех уровней декларировали и озвучивали прожекты по созданию «визитной карточки» Петропавловска-Камчатского, на улице Читинской уже сменилось несколько хозяев. И новый владелец причала - ООО «Рыбопромысловая компания «Алаид», начал заниматься на этом месте выгрузкой угля, который, как известно, является опасным грузом. Прямо на ветхом причале, не оборудованном и не огороженном. В нескольких десятках метров от двух рыбообрабатывающих предприятий и многострадальной залежки сивучей. В трех сотнях метров от жилых домов.

Летом 2014 года с выгрузкой угля с теплохода «СТ Винд» возник серьезный скандал. Жители частного сектора на улицах Читинская и Якутская, а также руководство близлежащих предприятий подняли шум. Замеры показали серьезное загрязнение атмосферного воздуха - в заключениях Центра лабораторного анализа и технических измерений по Камчатскому краю указано, что содержание пыли в пробах воздуха превысило нормативные значения в 1,3 – 1,7 раза. Частники писали, что во время выгрузки угля невозможно открыть окна – все покрывает черная пыль. Рыбное производство тоже оказалось на грани остановки из-за угольной пыли.

Обеспокоенное руководство ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод» начало обращаться с жалобами на действия «нечистоплотных» соседей во все возможные инстанции. За год накопилась толстенная папка с обращениями и ответами. Но, пожалуй, единственным реальным итогом всех этих обращений стало административное наказание ООО «РК «Алаид» природоохранной прокуратурой по факту одной незаконной выгрузки угля. Компания была оштрафована по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ на полмиллиона рублей и не смогла обжаловать данное решение в вышестоящих инстанциях.

Проверка Росприроднадзора и Роспотребнадзора показала, что ООО «Алаид» имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности на производственном объекте «Сухогрузочный причал морского порта «Петропавловск-Камчатский», расположенном по ул. Читинская, 2. «Вместе с тем поверхность причала и причальная стенка на месте выгрузки частично разрушены, в месте разрушения грунт имеет уклон в сторону воды. Ливневая канализация, очистные сооружения ливневых стоков и сборные колодцы на разрушенной части причала отсутствуют. Мероприятия по пылеподавлению в момент выгрузки не проводились. Места для сбора и временного накопления пыли каменноугольной отсутствуют», - сообщили тогда в прокуратуре. То есть, предприятие не выполнило требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Кроме того, отдел по надзору на море департамента Росприроднадзора по ДФО выдал предприятию предписание, согласно которого ООО «Алаид» должно было принять меры по оборудованию причала сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения. Сообщалось, что в случае, если нарушения не будут устранены, Камчатская межрайонная прокуратура рассмотрит вопрос о запрете погрузо-разгрузочной деятельности, осуществляемой в нарушение природоохранных требований.

Проверка также показала, что помимо нарушения норм природоохранного законодательства при разгрузке угля предприятие допустило нарушения санитарно-эпидемиологических требований. В частности, не соблюдены требования об обеспечении санитарно-защитной зоны до жилой застройки и предприятия пищевой промышленности. За что предприятие также должны были оштрафовать, а в случае повторного нарушения обещали приостановить деятельность на 90 суток. «Фактическое устранение нарушений в районе причала, где в черте краевого центра обитают сивучи, остается на контроле Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры», - сообщили 20 августа 2014 года в краевой прокуратуре.

Угольное сегодня на Моховой

Это было более года назад. А сегодня «Алаид» продолжает свою бурную угольную деятельность. Так, 6 ноября 2015 года началась выгрузка угля с сухогруза «Партизан». По данным организации «ЭкоКамча», за два дня на пирс выгрузили около 5 тысяч тонн топлива. На тот же старый пирс, который по-прежнему, в нарушение требований СанПин, не имеет санитарно-защитной зоны в 500 метров. Мероприятия по пылеподавлению в момент выгрузки ни фото, ни видеокамера экологов запечатлеть не смогли. Также там не видно ни ливневой канализации, ни ограждения… Ничего из того, что прошлогодний нарушитель должен был исправить, не сделано.

Зато добавились новые нарушения. Так, до 31 октября этого года по требованию ОАО «ДНИИМФ» «Алаид» должен был завершить ремонт ряжевой конструкции и шпунтовой стенки с восстановлением несущей способности участков причала. Однако ремонт, по данным компетентных органов, не выполнен. Более того, никто не видел и не согласовывал проект этой реконструкции. А 5 ноября, накануне начала разгрузки «Партизана», рабочие на этом пирсе еще вели бетонные работы.

Общественность устала и требует

Итак, чего же требуют молодые общественники от контролирующих органов и властей? Первое - провести проверку со стороны надзорных и контрольных органов по компетенции с обязательным выездом на место и обследованием территории причала, занимаемого ООО РК «Алаид». Экологи настаивают на конкретных мерах реагирования в отношении данного хозяйствующего субъекта вплоть до административного приостановления деятельности в соответствии с действующим законодательством. Также они настаивают на выполнении требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которым жилые дома и склады, причалы, места перегрузки угля, отнесенного ко II классу опасности, должны быть разделены 500-метровой санитарно-защитной зоной.

Пикетчики также требуют проведения проверки обстоятельств получения ООО РК «Алаид» лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, так как эксплуатируемый предприятием причал и прилегающий участок даже не входят в границы морского порта Петропавловска-Камчатского. «Просим установить, халатность или коррумпированность ответственных лиц стала причиной выдачи подобной лицензии», - говорят экологи.

От Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа общественники требуют провести проверку соответствия целевому назначению участка деятельности арендатора (если, конечно, ООО РК «Алаид» вообще на законных основаниях занимает данную территорию). И в случае выявления нарушений, расторгнуть договор аренды.

Кроме того, властям Петропавловска-Камчатского предлагают рассмотреть вопрос о полном прекращении хозяйственной деятельности на указанной территории, так как место занято животными, охраняемыми государством. «Мы считаем, что на данной территории между двумя действующими рыбопромышленными предприятиями было бы логично создать экологическую рекреационную зону. Для этого нужно провести снос ветхих строений, провести мероприятия по благоустройству залежки сивучей, а также обустроить смотровую площадку. Мы со своей стороны готовы принять самое активное участие в организации и проведении экологических субботников на данной территории», - говорится в обращении организации «ЭкоКамча». Сивучи-то вроде как охраняются государством, и, значит, государство может, наконец, начать их реальную охрану.

Как там, на других берегах?

В принципе, все требования молодых экологов логичны. И подобные проекты уже успешно реализованы в других местах. Например, в 1989 году после землетрясения весьма распространенные животные - калифорнийские морские львы, захватили пирс 39 в Сан-Франциско, где находилась частная стоянка дорогих яхт. И ничего, на причале провели копеечную реконструкцию, соорудили плавучие деревянные понтоны для «захватчиков» и получили замечательный экологический и туристический объект. Да, в поисках пищи морские млекопитающие периодически покидают пирс, но обязательно возвращаются, радуют туристов и приносят немалые барыши владельцам местных ресторанчиков.

А в Невельском рыбном порту на Сахалине под залежку сивучей люди привели в божеский вид выбранный морскими львами старый брекватер, который был построен еще в период губернаторства Карафуто. Сегодня 400-метровый волнолом является сезонным лежбищем сотен морских львов. За порядком на нем следят экологи и волонтеры. Для детей и туристов там проводят познавательные морские экскурсии.

А нам, конечно, слабо. Нам проще начать защищать бизнес, который, впрочем, мало заботится о соблюдении законодательства и охране природы. Начали даже поговаривать о том, что нужно спасать угольщиков от сивучей. Ишь ты, посмели приплыть на частную территорию! А если эти хвостатые базу подводных лодок захватят?! Не исключено, что эти разговоры с подачи проштрафившегося предприятия, руководство которого упорно воздерживается от комментариев.

Ну, а нашим властям, похоже, проще по-прежнему заниматься говорильней и не замечать очевидного. ОНИ уходят. И когда-нибудь у нас будет отмечаться День покинувших нас сивучей…

Гузель ЛАТЫПОВА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

10 ноября 2015 г.

  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • Львиная доля по-камчатски. Сан-Франциско. Фото sf-a.d-cd.net
  • Львиная доля по-камчатски. Невельск. Фото static.sakh.com