Сивучи на углях

Сивучи на углях

25 ноября 2015 0:15
5028

Сивучи на углях . Фото Василия Гуменюка, РАИ
Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"

Придать статус особо охраняемой природной территории участку на бывших причалах Моховского рыбокомбината в Петропавловске-Камчатском – об этом просят губернатора Камчатского края экологи-общественники из организации «КамЧа» при поддержке сотен жителей краевого центра. Уже более 30 лет здесь находится сезонная залежка редких морских млекопитающих – сивучей (морских львов Стеллера), занесенных в Красную книгу России и в Красную книгу Камчатки. Когда в городской черте исчезающие животные устраивают свое лежбище - это уникальное природное явление мирового уровня.

Возможно, сивучи бы и дальше спокойно гостевали на облюбованном причале, не нуждаясь ни в какой особой охране государства, не будь у них разумных двуногих конкурентов, отравляющих им беззаботное существование. Вот уже два года на этой территории, расположенной между двумя действующими рыбокомбинатами, предприятиями пищевой промышленности ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод» и ООО «Аквафиш», в нескольких десятках метров от лежбища сивучей и менее чем в 500 метрах от жилых домов, устроен угольный терминал. ООО рыболовецкая фирма «Алаид» на неприспособленном для этих целей причале занимается перегрузкой и складированием угля - опасного груза. Данная компания уже была оштрафована за нарушение природоохранного законодательства в 2014 году, но воз, то есть уголь, и ныне там.

Не сходятся в показаниях

«Выгрузка угля происходит на причале, который находится в полуразрушенном состоянии, - подчеркивал в своем недавнем обращении в органы прокуратуры гендиректор ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод» А. Супрунов. - Целевое назначение данного земельного участка – «эксплуатация здания рыбоконсервного цеха, блока цехов, складирование транзитных грузов, здания бытовых помещений» и т.п. Данный вопрос очень актуален для всех находящихся вокруг пищевых предприятий и жилых домов, так как организован настоящий угольный терминал на открытом, не обустроенном для этих целей причале. Количество подвозимого и выгружаемого угля увеличивается, частота подхода судов и выгрузки угля, а соответственно пыления становится все больше, все дома и предприятия страдают от регулярно наносимой ветром угольной пыли. Обращения жителей ближайших домов, поданные в муниципалитет, остались без ответа».

Подобных обращений и от пищевиков, и от экологов, и от жителей близлежащих домов в различных надзорных органах скопилось огромное количество. Ответы на них порой ставят в тупик. Однако обо всем по порядку.

Так неужели некие «пираты» в 21-м веке, в городской черте, под носом сразу многих государственных надзорных и контролирующих органов, а также у муниципалитета, могут самовольно распоряжаться земельным объектом, работая с опасными грузами? Невероятно, однако очень похоже на правду.

Территорией причала ООО РК «Алаид» пользуется не просто так, а по договору аренды с департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Как и отмечалось в обращении директора РКЗ, для обустройства угольного терминала эта территория не предназначена. Из ответа руководителя департамента А. Рубанченко следовало, что «в адрес ООО РК «Алаид» направлено предупреждение о недопущении использовать земельный участок с нарушением условий договора аренды». Только и всего-то...

Как вообще получилось, что работа с опасным грузом ведется на данной территории? Лицензию на эту деятельность от 27 декабря 2013 года ООО РК «Алаид» выдало Дальневосточное управление Госморнадзора. И это - лицензия на «погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морском порту Петропавловск-Камчатский». Но вот что выясняется из ответа Дальневосточной транспортной прокуратуры в адрес гендиректора ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод»: «Указанный сухопогрузочный причал не входит в границы порта Петропавловск-Камчатский, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 19.05.2010».

Если эксплуатируемый причал не входит в границы порта, логично предположить, что лицензия выдана незаконно? Но в следующем абзаце транспортная прокуратура приходит к неожиданному выводу: «Лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам не требуется, поскольку ООО РК «Алаид» указанную деятельность осуществляет за пределами морского порта».

Конечно, удивительно, что работа с вредными пылящими веществами рядом с предприятиями пищепрома, жилыми домами и краснокнижными животными прокуратурой признается законной и даже не требующей лицензирования. Ведь это совершенно другой, куда более низкий уровень ответственности за саму деятельность и ее последствия.

Не менее удивляет и то, что государственные надзорные органы до сих пор не договорились и не сходятся в своих показаниях. По словам Андрея Климовича, заместителя начальника Камчатского линейного управления Госморнадзора, злополучный причал «находится в границах порта». Выходит, что для транспортной прокуратуры и Госморнадзора границы эти имеют разные очертания. Поэтому можно не удивляться, если для ООО РК «Алаид» они вообще какие-то свои, как и законы, по которым эта фирма работает.

Чиновник линейного управления также подчеркнул: «Лицензию фирме «Алаид» выдавало управление во Владивостоке. Мы здесь провели осмотр причала, причал признан годным, документы организации в порядке». Добавим, что подготовка пакета документов для выдачи лицензии ООО РК «Алаид», по некоторым данным, велась под руководством начальника Камчатского линейного управления Горморнадзора Игоря Гаранжи, который в данное время находится в отпуске.

И вот очередная незадача – и с границами, и с пригодностью причала для эксплуатации. Капитан порта Анатолий Иванов знает о границах вверенной ему территории как никто другой. «Земельный участок данного причала, то есть территория, не входит в границы порта, – ответил он, - да и само состояние причала позволяет усомниться в возможности его эксплуатировать, работая с опасными грузами».

Кто поставит точку?

Не исключено, что совсем скоро будет поставлена точка (или как минимум многоточие) в этой достаточно долгой и тёмной истории. Дело в том, что срок действия Свидетельства о годности гидротехнического сооружения, которое выдает Дальневосточный НИИ морского транспорта, истекает. До 1 декабря сего года свидетельство может быть пролонгировано либо действие его прекратится. Как уверены специалисты, учитывая состояние причала и условия работы с опасным грузом, продления, скорее всего, не произойдет.

Однако делать окончательные выводы пока рано. Ведь сколько слабых мест в законодательстве уже удалось обойти фирме, получившей лицензию на эксплуатацию малопригодного причала, в течение двух лет спокойно нарушающей условия договора аренды, подсчитать трудно. Кстати, в условиях эксплуатации значилось и проведение ремонтных работ на причале. Даже визуальный осмотр этого гидротехнического сооружения показывает, что требовались серьезные вложения, на уровне капитальных. Однако почти ничего не было сделано. Даже не отпилена арматура, о которую сивучи постоянно травмируются.

Эта ситуация ставит под угрозу интересы края. Если деятельность ведется в разрезе с законом, и произойдет сбой, интересы региона могут серьезно пострадать.

И вопросы безопасности эксплуатации, и нормы безопасности труда работников, и вопросы экологической безопасности в случае с причалом на Моховой туго затянуты в один клубок, который с разных сторон берутся распутать то одни, то другие. Но являющиеся с проверками надзорные органы волшебным образом раз от раза никаких нарушений, за редкими исключениями, в упор не видят. Тем временем в начале ноября экологи провели ряд пикетов в защиту редких морских млекопитающих. В администрацию города были направлены очередные обращения с требованием провести проверку соответствия целевому назначению участка деятельности арендатора и, в случае выявления нарушений, расторгнуть договор аренды. Но ни о каких решительных действиях в ответ на беспокойство общественности не слышно.

Поэтому вопрос предлагается решить кардинально: губернатора экологи просят дать поручение Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края разработать документацию о прекращении на данной территории хозяйственной деятельности, не связанной с рыбной промышленностью, а также о придании данному участку статуса особо охраняемой природной территории. В ситуации, когда множество государственных органов не могут или не хотят решить вполне конкретную проблему, остается ждать решительных действий от краевой власти.

Мария ВЛАДИМИРОВА, газета «Камчатский край»

25 ноября 2015 г.