Рыбопромышленники помогли ученым провести первые за 14 лет авиаоблеты нерестилищ мойвы на Западной Камчатке

Рыбопромышленники помогли ученым провести первые за 14 лет авиаоблеты нерестилищ мойвы на Западной Камчатке

23 июня 2016 7:39
4115

Рыбопромышленники помогли ученым провести первые за 14 лет авиаоблеты нерестилищ мойвы на Западной Камчатке. Фото пресс-службы Минкомсвязи России
Фото пресс-службы Минкомсвязи России

Специалисты КамчатНИРО впервые после 14-летнего перерыва провели аэровизуальные исследования репродуктивного «ядра» популяции западнокамчатской мойвы на участке побережья от реки Опала до реки Ича.

Аэровизуальные исследования были проведены на средства ассоциации рыбопромышленных организаций Западного побережья Камчатки и Ассоциации рыбопромышленников Усть-Большерецкого района «Река Большая» с целью объективной оценки ситуации с подходами мойвы на нерест к берегам Западной Камчатки. В течение шести часов на вертолете МИ-2 специалисты ФГБНУ «КамчатНИРО» Евгений Михалютин и Игорь Киреев провели авиаобследования акватории от уреза воды и до 100–150 м мористее на участке от реки Опала и до реки Ича. Высота полета составляла в среднем 100 метров.

По данным КамчатНИРО, для определения нерестового запаса использовали площадной метод. Во время полета фиксировали количество косяков мойвы с градацией на мелкие, средние и крупные, отмечали подходящие косяки мойвы, направленные в сторону берега. Кроме того, примерно в 3–4 метрах от берега отмечали косяки, вытянутые вдоль береговой черты в виде «ленты» - мойва, которая будет нереститься в ближайшие сутки-двое. Для таких косяков фиксировали их примерную длину и ширину, после чего определяли их площадь. Непосредственно в прибойной полосе на глубине 0–2 м во время облета фиксировали нерест мойвы, определяли площадь (длину и ширину) нерестилища и интенсивность икрометания (слабая, средняя, высокая). В некоторых районах наблюдали отходящие после нереста косяки мойвы.

В 2016 году, по данным сотрудников КамчатНИРО, нерест мойвы в Камчатско-Курильской подзоне начался примерно 31 мая, что соответствует среднемноголетним срокам. Пик икрометания пришелся ориентировочно на середину июня. По устным сообщениям рыбопромышленников, первые подходы мойвы на нерест в Западно-Камчатской подзоне отмечены ориентировочно 5 июня, а массовый нерест был примерно в середине июня.

В Камчатско-Курильской подзоне в районе реки Коль, где во время авиаоблетов был отмечен массовый нерест мойвы, длина рыб изменялась от 12 до 17 см, а доминировали рыбы длиной 14-15 см (80,2%) при среднем значении, равном 14,1см. В Западно-Камчатской подзоне длина мойвы варьировала от 11 до 15 см, а основу составляли рыбы размерных групп 13-14 см (60,6%), средняя длина равна 12,7 см. Относительное количество самок составляло 36%, что свидетельствует о том, что массовый нерест миновал.

По результатам аэровизуальных наблюдений, на обследованном участке первые маленькие подходящие косяки мойвы были отмечены южнее реки Митога на удалении от берега от 20 до 100 м. Далее при продвижении на север косяков становилось больше. В основном это были мелкие косяки, единично отмечены средние косяки, также косяки в виде «ленты» у берега. Наибольшее количество косяков было отмечено на участке между реками Мухина и Кихчик. В этом районе зафиксировано 72 мелких, 14 средних и 3 крупных косяка. У берега наблюдали 6 «лент» длиной около 400 м и шириной примерно 5 м каждая. Их общая площадь составила 2 тыс. м2. Далее на север до реки Коль изредка встречались только мелкие косяки. В 2 км южнее и в 2,5 км севернее устья реки Коль наблюдали нерест средней интенсивности. При ширине зоны нереста, равной около 5 м, общая площадь нерестилища оценена в 22,5 тыс. м2. От реки Коль до поселка Устьевое отмечено 50 мелких и 2 средних подходящих косяка. Были также отмечены 20 мелких отходящих от берега косяков отнерестившейся мойвы. От поселка Устьевое до Крутогорово наблюдались только мелкие косяки и далее вплоть до реки Ича — 59 мелких и 6 средних косяков, а также одна «лента» протяженностью около 400 м и общей площадью порядка 2 тыс. м2. На протяжении всего пути от Устьевого до Ичы отмечался повсеместный, с небольшими промежутками, нерест средней и слабой интенсивности. Протяженность нерестилища составила примерно 166 км, ширина — 2 м. Общая площадь нереста в этом районе составила около 332 тыс. м2.

«Нерестовый запас мойвы в Камчатско-Курильской подзоне составил порядка 2,5 тыс. т, в Западно-Камчатской — 10,6 тыс. тонн. По мнению специалистов, съемка, к сожалению, была выполнена после пика икрометания, поэтому, полученные оценки занижены, так как отнерестившаяся мойва уже покинула районы икрометания и учтена не была», - говорят в КамчатНИРО. - Важно подчеркнуть, что с точки зрения промысла представляют интерес только подходящие на нерест косяки мойвы. Связано это с тем, что нерест мойвы непродолжительный по времени, после завершения икрометания производители тотчас покидают районы размножения. Поэтому, промысловый запас, который слагали только производители, подходящие на нерест и концентрирующиеся в районах предстоящего икрометания, оказался значительно меньше нерестового: около 1,7 и 0,3 тыс. тонн, соответственно, в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах. Несмотря на столь незначительные объемы, они, тем не менее, позволили ученым рекомендовать дополнительные объемы вылова».

Как рассказал заведующий отделом морских биоресурсов ФГБНУ «КамчатНИРО» Александр Варкентин, самым точным методом оценки нерестового запаса мойвы являются аэровизуальные наблюдения, которые регулярно выполнялись с 1980 по 2002 годы. Однако из-за недостаточного финансирования исследований, а также малой заинтересованности промышленности в освоении ресурсов западнокамчатской мойвы, начиная с 2003 года, эти исследования были прекращены. В настоящее время косвенно о состоянии запасов этой популяции специалисты судят по результатам весенних пелагических траловых съёмок ТИНРО-Центра. Но ориентированы они, прежде всего, на учет минтая, при этом районы обитания мойвы зачастую остаются необследованными. Как говорят в КамчатНИРО, в некоторые годы серьезным препятствием для проведения съемок является сложная ледовая обстановка, в результате чего оценки запаса сильно занижены. Кроме того, учетные работы проводятся задолго до нерестовых миграций производителей к берегу, поэтому судить о том, сколько рыб фактически подходит на нерест к берегам Западной Камчатки невозможно. Мойва традиционно учитывается и во время летних донных траловых съемок, выполняемых ТИНРО-Центром и КамчатНИРО. Направлены они на оценку запасов, прежде всего, донных видов рыб и беспозвоночных. Пелагические виды рыб (минтай, мойва, корюшки и др.) также учитываются во время съемки, но оценки запасов по ним не показательны. Из-за отсутствия других сведений по мойве, по этим данным можно судить лишь о тенденции изменения запасов.

Считается, что мойва, воспроизводящаяся в пределах Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон, имеет один популяционный статус и эксплуатируется, как единый запас. Основной ресурс популяции сосредоточен в первой из подзон (примерно 83% общего запаса). Размножение мойвы происходит с конца мая по начало июля с пиком в середине июня. В Западно-Камчатской подзоне начало и массовый нерест сдвинуты на более поздние сроки примерно на неделю. Сроки подходов производителей к берегам для воспроизводства непостоянны и зависят от величины запаса, гидрологических и термических условий.

Освоение ресурсов мойвы у западного побережья Камчатки начато в 40-х годах прошлого века, однако, статистика вылова есть только с 1961 года. Ловят ее исключительно в период нерестовых подходов. Ранее мойву у Западной Камчатки ловили в основном ставными неводами в ожидании начала подхода тихоокеанских лососей и прежде всего горбуши.

При анализе величины уловов западнокамчатской мойвы в 1997 году установлена двухлетнюю цикличность в мощности ее подходов в зону облова: в один год количество производителей велико, на следующий — в 5–10 раз меньше. Помимо короткопериодных колебаний выявлены и более длительные циклы в величине уловов, а, следовательно, и уровне подходов. Так, до 1971 года и после 1992 года более высокие уловы мойвы наблюдались в четные годы, а с 1975 по 1989 год — нечетные. Переходные периоды, когда происходит смена знака цикличности (3–4 года), характеризуются высокими подходами и уловами. В первом случае, это наблюдалось в 1971–1974 ггодах (2,0–3,7 тыс. тонн ежегодно), во втором — в 1990–1992 гг. (1,1–2,0 тыс. тонн). Таким образом, полный цикл составляет 20–22 года и включает 3–4 переходных года и 17–18 лет доминирования одной линии. Это соответствует колебаниям активности Солнца, при этом переходные периоды наблюдались в годы, следующие за максимумами активности четных солнечных циклов. Текущий период, очевидно, характеризуется очередной сменой знака цикличности (пик солнечной активности пришелся на 2015 год), который продлится примерно до 2018 года, после чего высокие подходы, очевидно, будут в нечетные годы.

Как говорят в КамчатНИРО, в последние примерно 20 лет промысел, в основном, вели только представители КМНС. Лов осуществлялся закидными неводами и сачками. Промышленностью этот ресурс востребован не был, рекомендованный вылов осваивался не более чем на 25%.

Ситуация изменилась в 2015 году, когда, неожиданно вновь был возобновлен промышленный лов мойвы ставными неводами, а в текущем году этот вид лова в Западно-Камчатской подзоне фактически является основным. Чем вызван такой интерес у промышленности, пока неясно, но факт остается фактом. По состоянию на 7 июня 2016 года, т.е. примерно на третий день начала хода мойвы, в Западно-Камчатской подзоне ее вылов уже составил 961,7 тонны (65,9% от величины промышленной квоты). На основании новых данных о состоянии запасов мойвы, полученных специалистами ТИНРО-Центра весной этого года, ученым советом КамчатНИРО 10 июня рекомендованный вылов мойвы в Западно-Камчатской подзоне был увеличен с 1,50 до 3,81 тыс. тонн. В Камчатско-Курильской подзоне представители родовых общин КМНС к 20 июня отчитались о вылове 294 тонн (освоение РВ — 66,9%).

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Камчатские власти обещают сделать Халактырский пляж доступнее

18.04.2024
1243
Камчатские власти обещают сделать Халактырский пляж доступнее

В Петропавловске-Камчатском прошла стратегическая сессия, посвящённая сохранению и развитию территории Халактырского пляжа, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом правительстве.

Отметившийся на сессии губернатор края подчеркнул, что пляж и природа Тихого океана должна стать частью повседневности для жителей Камчатки и быть доступнее.

«Я, как высшее должностное лицо региона, отвечаю за развитие приоритетных направлений. Развитие и сохранение Халактырского пляжа для меня – одна из персональных задач, которые я перед собой вижу», – заявил Владимир Солодов.

По его словам, число посещающих пляж будет расти, поэтому стиль посещения будет меняться, то есть это может быть парк.

«Сейчас, когда мы едем на Халактырский пляж в формате проведения выходного дня, мы обычно собираемся с семьёй, едем на машине, проводим там несколько часов и возвращаемся. А это может быть поездка мамы с ребёнком, ребёнка одного на автобусе, маломобильных групп населения, населения в целом до работы или после работы, пробежка утром на пляже и потом возвращение в офис», – пояснил глава региона, добавив, что природа должна стать частью повседневности.

Напомним, Халактырский пляж всю жизнь был доступен для камчатцев, пока некоторые деятели не начали его «облагораживать», а различные турфирмы занимать берег для оказания услуг.

Зачем эти услуги нужны обычному камчатцу, десятилетиями приезжавшему просто отдохнуть на берег океана, до сих пор внятно никто не объяснил. Зато разборки с выяснением отношений между властями и «турорганизациями» периодически возникают. Никак берег поделить не могут, который, по сути, принадлежит всем камчатцам.

В Кроноцком заповеднике на Камчатке медведи патрулируют морское побережье

16.04.2024
919
В Кроноцком заповеднике на Камчатке медведи патрулируют морское побережье

В Кроноцком заповеднике после зимней спячки просыпаются медведи. На глаза людям они стараются не попадаться, но оставляют свои следы, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».

Первого косолапого, который вышел из зимнего сна в Кроноцком заповеднике, отметили в своих полевых дневниках сотрудники службы охраны заповедных территорий. Зверя запечатлела фотоловушка – среагировала на движение крупного объекта.

«Последнюю неделю патрулируем морское побережье мы не одни. Каждый день встречаем медвежьи следы, но сами животные не показываются, вероятно, разное у нас с ними время для обхода территорий. Первые следы медведя в этом году мы встретили 8 апреля на побережье бухты Ольга. Сам же он нам показался на днях и успел попозировать перед фотоловушкой. На берегу много морских выбросов, и медведь рылся среди куч морской капусты в поисках чего-нибудь посытнее, чем водные растения», – рассказала государственный инспектор Кроноцкого заповедника Анна Елисеева.

Напомним, ранее вышедшего из спячки медведя инспекторы встретили в конце марта в Южно-Камчатском заказнике. Хищник «завтракал» павшим одичалым конем в 4-5 километрах от кордона «Прибрежный» на берегу Охотского моря.

Зимний сон традиционно у бурых медведей на Камчатке заканчивается в середине апреля. В марте, как правило, появляются только одиночные взрослые самцы. Самки с медвежатами не стремятся «на волю» и просыпаются позже.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1651 След.