Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным»

Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным»

19 марта 2017 11:44
25533

Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Фото пресс-службы Кроноцкого заповедника
Фото пресс-службы Кроноцкого заповедника

-Для вас было неожиданностью это назначение? Как вы его восприняли?

-Да, очень неожиданным. Честно признаться, у меня в планах была работа в регионе, далеком от Камчатки. В Минприроды уже лежали документы на мое назначение директором заповедника на Кавказе. Но меня вызвали в министерство и убедили, что я нужнее на другом конце нашей родины. Мне это решение далось очень непросто. В корне менялись планы на жизнь, но отказаться я не мог, для меня это долг и дело чести – продолжить дело после смерти брата Тихона. Он за девять отпущенных ему судьбой лет сумел кардинально изменить ситуацию в Кроноцком. Заповедник стал флагманом российской заповедной системы, другие во многом равняются на него, недаром несколько лет назад коллеги-директора выбрали Тихона председателем Ассоциации директоров заповедников и национальных парков России. Ну и, конечно, я искренне люблю природу Камчатки, она мне близка и хорошо знакома, я работал в Кроноцком заповеднике несколько лет, это была моя школа жизни, много всего было за это время.

-Скептики на Камчатке говорят, что Кроноцкий заповедник, похоже, становится пожизненной вотчиной семьи Шпиленков. Рассматривались ли другие кандидаты на должность директора?

-С момента, как я узнал о грядущем назначении, я понимал, какой скепсис оно вызовет среди камчатцев. И если не знать деталей, то так оно и выглядит – Шпиленок сменил Шпиленка, передал, так сказать, «по наследству». Но на самом деле это, конечно, не «наследование». Нет оснований говорить, что я недостаточно квалифицирован или по каким-то другим параметрам не подхожу на эту должность. У меня природоохранное образование, шестилетний разносторонний опыт работы в сфере охраны природы и экологии, в том числе на руководящих должностях. Я знаком с особенностями региона, хорошо знаю территорию, что важно для директора. Знаком со спецификой заповедного менеджмента, знаю команду Кроноцкого и других особо охраняемых природных территорий Камчатки. И - да, люди, принимавшие это решение, лично знакомы с моей семьей и доверяют нашей заповедной династии. Я не считаю, что это плохо, ведь мы делами трех поколений доказали преданность охране дикой природы нашей страны и заповедной системе. Лично для меня эта должность - большая моральная ответственность. И не только перед Камчаткой и страной в целом, но и перед братом: я себе не прощу, если в природоохранном плане заповедник сдаст позиции.

Что касается других кандидатов – я знаю, что они были, рассматривалось достаточно много вариантов, но в эти списки я не посвящен. Как я уже сказал, для меня это назначение было неожиданностью.

-Как вы оцениваете свои силы, хватит ли вам опыта для руководства таким крупным заповедником, в ведении которого находятся и другие охраняемые территории?

-Действительно, в ведении ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» находятся сразу три территории – Кроноцкий и Корякский заповедники и Южно-Камчатский федеральный заказник. И у каждого своя специфика. Корякский удаленный и труднодоступный, в ведение учреждения он передан практически с нулевой инфраструктурой, с большими дырами в штатном расписании. Кроноцкий – эпицентр внимания, туризма и яркая визитная карточка Камчатки. Южно-Камчатский заказник соседствует с населенными пунктами и вотчинами рыбопромышленников. Эти территории я достаточно хорошо знаю, прошел по ним тысячи километров, провел сотни ночей в палатке, а бывало и под открытом небом. Я тогда работал в составе оперативной антибраконьерской группы и инспектором на кордонах, участвовал в зимних маршрутных учетах животных, работал с тургруппами.

У меня нет страха, что я не справлюсь. Мне ясно, что успех зависит не столько от руководителя, сколько от команды в целом. В Кроноцком хороший коллектив, среди сотрудников есть знатоки своего дела, ответственные, увлеченные люди, настоящие профессионалы. У меня также есть поддержка со стороны директорского корпуса заповедной системы, в сложных ситуациях директора заповедников и нацпарков помогают друг другу, консультативно и на практике. Надеюсь, я сумею выстроить должные отношения с региональной общественностью и камчатской властью.

-Что вы намерены изменить во вверенной вам организации, что оставить и преумножить?

-Кардинально менять курс развития организации я не намерен. Безусловным приоритетом всегда будет оставаться сохранность природных комплексов, это миссия и суть заповедного дела. Мы продолжим вести антибраконьерскую работу, научные исследования, развивать экологически ответственный познавательный туризм, совершенствовать инфраструктуру с акцентом на качество, а не количество.

В планах также более активная интеграция в программы развития ДВФО: в стратегии развития Дальнего Востока дикой природе отведено особое место и на данном этапе мы должны сделать все возможное, чтобы заповедники органично вписались в темпы социально-экономического развития региона и при этом выполняли свою главную функцию – сохранение природного наследия.

- Каких первых шагов в новой должности от вас ждать коллективу и общественности?

-Особенность коллектива Кроноцкого в том, что он не ждет, а работает. Кадровые изменения, скорее всего, будут, но не на начальном этапе моего руководства.

Для некоторых сотрудников фигура руководителя имеет большое значение – на кого равняться, за кем идти, а кто-то просто любит свое дело, профессию. Однажды, когда я работал в Кроноцком госинспектором, ко мне подошел один из сотрудников и, приняв меня за Тихона Игоревича, о чем-то спросил. Я решил подыграть – пожурил его за что-то и дал какое-то задание. Потом мы все посмеялись, конечно. Это я к разговору о роли руководителя для коллектива, кто-то его и в лицо плохо знает (смеется).

В моих планах - усилить природоохранный акцент в работе учреждения, содействовать повышению уровня экологической культуры в регионе, активнее взаимодействовать с обществом. Я считаю, что туризм – не единственная форма коммуникации заповедника с общественностью. У нас уже есть общественная программа, лекции для всех желающих о камчатской природе, которые читают сотрудники заповедника, есть волонтерская программа, фестиваль «Море жизни» и другие социально ориентированные проекты. Все это мы будем развивать дальше - участвовать в культурной жизни Камчатки, вести открытый диалог с властью, бизнесом и прессой..

Как ранее сообщало РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», 32-летний Петр Шпиленок, младший брат Тихона Шпиленка, сын известного фотографа-натуралиста, директора заповедника «Брянский лес» Игоря Шпиленка, в конце этой недели назначен новым директором Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Прежний руководитель крупнейшего заповедника Камчатки Тихон Шпиленок скончался в декабре 2016 года на 37 году жизни после тяжелой болезни.

Шпиленок Пётр Игоревич родился в 1984 году в семье директора заповедника «Брянский лес» Игоря Шпиленка. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (специализация – «охрана окружающей среды»). Работал госинспектором по охране территории в Кроноцком заповеднике, заместителем директора заповедника «Брянский лес», директором по развитию ООО «Сорокопут» (внедрение современных технологий в области возобновляемых источников энергии, систем мониторинга и связи, в том числе на ООПТ).

Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник – это один из старейших и крупнейших заповедников России. В 1996 году он был включен в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Площадь заповедника - более 1 миллиона гектаров. На территории заповедника множество уникальных природных объектов, в том числе, знаменитая Долина гейзеров. Под управлением дирекции заповедника находятся также Южно-Камчатский федеральный заказник имени Тихона Шпиленка и Корякский заповедник.

Вопросы задавала Гузель ЛАТЫПОВА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

19 марта 2017 г.

  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника
  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника
  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Петр и Игорь Шпиленки. Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника
  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника
  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». Петр и Тихон Шпиленки. Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника
  • Новый директор Кроноцкого заповедника: «Назначение для меня было неожиданным». С дедом Петром Шпиленком. Фото предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

28.03.2024
332
Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

Учёные, изучающие роль нерки в экосистеме Курильского озера, выяснили, что лебеди-кликуны обнаруживают гнёзда с икрой лучше самых современных приборов, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Кроноцком заповеднике.

Исследования проводят сотрудники Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина. В этом году они впервые провели наблюдения зимнего нереста лососей с помощью современных методов аэрофотосъёмки, успешно применяющихся летом и осенью.

Полевые работы проводились на свободных ото льда участках акватории Курильского озера в устьях основных притоков и прибрежных нерестилищах. Именно там исследования проводятся в летне-осенний период, когда интенсивность нереста нерки максимальна.

Учёные в очередной раз отметили высокую значимость нерки для экосистемы Курильского озера в целом. Например, икра этих лососевых рыб – важнейший ресурс, обеспечивающий кормом лебедей-кликунов на зимовке. Десятки и сотни краснокнижных птиц могут здесь кормиться достаточно продолжительное время.

«Для мигрирующих лебедей икра нерки – важнейший и, вероятно, единственный источник пищи, который они могут найти в этом низкокормном водоёме в зимний период. Добывают ценный корм они ровно на той глубине, куда способна дотянуться шея, поскольку эти птицы не ныряют. Удивляет, насколько точно лебеди способны находить места нереста нерки в озере – ведь мы потратили несколько лет, чтобы создать схему их расположения. Февральская экспедиция показала, что лебеди нашли каждое из тех, что не были защищены слоем битого льда», – рассказал научный сотрудник Михаил Малин.

Напомним, в бассейнах Курильского озера и реки Озерной воспроизводится крупнейшее в Азии стадо нерки, ценного вида тихоокеанских лососей. Нерест этих рыб здесь чрезвычайно растянут, он длится с июля до марта. Зимой в бассейне Курильского озера ежегодно образуется крупнейшее естественное скопление белоплечих орланов. До Нового года и дольше здесь кормятся единичные медведи.

Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

27.03.2024
596
Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ на Камчатке оказался погребен под пеплом после прошлогоднего извержения вулкана Шивелуч, его восстановление может растянуться на несколько десятилетий, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.

Пеплопад извержения вулкана Шивелуч 11 апреля 2023 г. стал самым крупным пеплопадом вулкана за последние почти 60 лет. По результатам полевых исследований и анализа спутниковых изображений учёные оценили распределение и площадь существенных отложений пепла, свойства отложений тонкого андезитового пепла и воздействие пеплопада на лесные сообщества, формируемые Picea yezoensis (Siebold et Zucc.) Carrière, Larix cajanderi Mayr и Betula ermanii Cham.

«В результате умеренного пеплопада в лесном поясе (мощность свежих отложений 5–8 см) негативное воздействие на растительность было минимизировано благодаря ряду обстоятельств (тонкий пепел, отсутствие облиствения, мощный снежный покров, на который лег слой пепла). Древесная растительность в нижней половине лесного пояса в основном не была повреждена, однако сильные изменения произошли в травяно-кустарничковом ярусе лесных сообществ: разреживание покрова растений, уменьшение размеров травянистых растений, а также количества видов в сообществе», - говорится в сообщении.

Calamagrostis purpurea (Trin.) Link. s. l., широко распространённый доминант травяной растительности, заметно уменьшил своё присутствие, зато существенно увеличилась доля Chamerion angustifolium (L.) Holub.

Возможность прорастания сквозь слой пепла лесного мелкотравья оказалась резко ограничена.

«Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ оказался погребен, восстановление может растянуться на несколько десятилетий. Выявлено заметное воздействие на растения вторичного запыления переотложенным пеплом; наиболее сильно оно сказывается на открытых пространствах и опушках леса», - отмечают учёные.

Вторичное запыление может продолжаться много лет, учитывая большое количество пепла, лежащего на открытых пространствах вулкана.

Мощное извержение Шивелуча началось 10 апреля прошлого года. В поселке Ключи Усть-Камчатского района выпало рекордное за последние 60 лет количество пепла – почти 9 сантиметров.

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки. Он включает три основных структуры: вулкан Старый Шивелуч, древнюю кальдеру и активный вулкан Молодой Шивелуч. Высота лавового купола Молодого Шивелуча – 2500 метров. Вулкан расположен на пересечении Курило-Камчатской и Алеутской островных дуг на расстоянии 50 км от поселка Ключи Усть-Камчатского района и 450 км от Петропавловска-Камчатского. Возраст исполина оценивается в 60-70 тысяч лет.

На фото: Область распространения пеплопада в пределах отложений толщиной 1 см.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1641 След.