Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки

Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки

07 декабря 2017 11:23
6605

Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото Артема Безотечество
Фото Артема Безотечество

Из-за токсичных «красных приливов» в прибрежной зоне лосось может пойти не в те реки, куда он должен вернуться на нерест. Камчатские ученые изучили аномальное явление, наблюдавшееся летом 2017 года в Олюторском заливе на севере Камчатки. По данным агентства «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», сенсационный доклад накануне был представлен на Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Роберта Моисеева «Региональные проблемы развития Дальнего Востока».

Как сообщила в своем докладе заведующая лабораторией гидробиологии ФГБНУ «КамчатНИРО», кандидат биологических наук Екатерина Лепская, во время лососевой путины 2017 года впервые зарегистрировано масштабное влияние морских цветений на тихоокеанских лососей и их промысел. «В июле 2017 года в КамчатНИРО поступила информация о том, что в Олюторском заливе на участках РПУ вода приобрела красный цвет. 12-13 июля это были полосы. Потом эти полосы разрастались и слились в сплошное поле, которое протянулось вдоль всего побережья. Перед этим рыбаки отмечали необычное поведение горбуши. Рыба в неводах была какая-то вялая, усталая. Обычно рыба на нерест у побережья идет под поверхностью воды, а здесь рыбы пытались поднырнуть под 6-метровый слой окрашенной воды. Наблюдались выбросы мертвых лососей. Жители села Пахачи сообщили о неприятном запахе со стороны моря», - рассказала Екатерина Лепская. Кому-то запах напомнил запах аммиака, а проба, которая была доставлена 19 июля в лабораторию КамчатНИРО, издавала неприятный капустный запах, который обычно генерируют водоросли. Ученые провели исследования пробы воды на месте, а часть отправили сахалинским коллегам для определения токсичности водорослей и токсина, который воздействовал на горбушу. «Экспресс-анализ показал, что в пробе находится диатомовая микроводоросль Alexandrium tamarense - 132 тысячи клеток в литре. Наши сахалинские коллеги провели тест на токсичность и выявили, что в пробе содержится сакситоксин – яд нейропаралитического действия в концентрации 330 микрограмм в литре», - рассказала Екатерина Лепская. По словам ученой, в литературе есть только нормы содержания сакситоксина в пресной или морской воде для каждого штата США. Например, для штата Вашингтон для водоемов, использующихся в рекреационных целях, это 75 микрограмм в литре, а для питьевой воды в штате Огайо – 2 микрограмма в литре. В России же установлен только допустимый уровень для продукции, произведенной из моллюсков и крабов – 800 микрограмм на килограмм. Летальная доза для человека составляет от 300 микрограмм до одного миллиграмма. Исследования аномального явления не завершены, ученым предстоит еще провести генетические исследования проб. Феномен пока до конца не изучен.

По словам Лепской, наличие «красного прилива» отразилось на промысловой обстановке в районе. Так, в 2017 году доля Олюторского района в уловах горбуши в Карагинской подзоне составила всего лишь 9%. «Уловы в сочетании с распределением горбуши по нерестилищам в центральной части Олюторского залива (река Пахачи и система реки Апука) оказались провальными. Рыба ушла в терминальные реки. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наткнувшись на цветение, горбуша как короткоцикловый вид с низким хоммингом, просто перераспределила свои пути анадромной миграции и ушла большей частью на восток и частично на запад, - говорит Екатерина Лепская. – В целом, избегание зон цветения лососями с высоким хоммингом (например, кетой) повлечет за собой недоловы. А для короткоцикловых видов - перераспределение миграционных потоков и резкое снижение рыбопродуктивности отдельных речных систем в будущем».

Причиной же цветения воды в этом районе, скорее всего, стал массовый вынос биогенных элементов в прибрежье, который произошел после мощного циклона в начале июля. Тогда в верховьях реки Пахачи сошел сель и масса воды со взвешенным тонкодисперсным веществом попала в прибрежные воды. В воде было обнаружено высокое содержание биогенных элементов, в частности, минерального фосфора, аммонийного азота и железа. Кстати, в этом году цисты токсичного вида Alexandrium tamarense были найдены и в заливе Корфа. О причинах токсичности микроводорослей ученые пока сказать не могут, так как исследования еще не завершены. Это может быть вызвано как изменением калиево-натриевого соотношения в воде, так и защитной реакцией на выедание зоопланктоном. Кроме того, это может быть одним из последствий потепления, которое наблюдается в Северной Пацифике. «Это мы констатируем и по наблюдениям на пресных водоемах, и по Авачинской губе. Потепление в сочетании с прохождением мощных циклонов ведет к увеличению вероятности возникновения токсичного цветения в прибрежных зонах, охваченных хозяйственной деятельностью», - уверена Екатерина Лепская.

Кстати, промысел в Олюторском заливе из-за «красных приливов» не останавливался. Вред рыбной продукции, произведенной из лососей, переживших «красный прилив», не установлен. Ученые говорят, что сакситоксин накапливается в мышцах лососей незначительно и (если рыба выживает) быстро выводится из организма.

По данным науки, во всех дальневосточных прибрежных регионах есть большое количество цист, которые могут вызывать токсичные приливы при определенных условиях, как в Олюторском заливе. Однако у дальневосточных ученых нет ресурсов для мониторинга цикличности цветений и картирования этих явлений.

Как ранее сообщало РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», «красный прилив» – это образное название опасных явлений цветения моря. Это скопление микроскопических водорослей, простейших или других микроорганизмов у поверхности воды при интенсивном размножении под воздействием благоприятных факторов среды. «Красные приливы» в Авачинской губе, например, вызваны инфузорией Mesodinium rubrum, которая живет в симбиозе с микроводорослями. Первые документированные сведения об опасном явлении датируется 1799 годом, когда после употребления мидий скончались 115 охотников алеутов. Смертельные случаи также были зафиксированы в 1945 году после поедания отравленных мидий. В августе 1973 года в Петропавловске-Камчатском было зарегистрировано 12 случаев отравления мидиями и тогда уже было понятно, что отравление произошло сакситоксином. Однако случаев масштабного влияния таких морских цветений на тихоокеанских лососей до настоящего времени зарегистрировано не было.

  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото КамчатНИРО
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Alexandrium tamarense
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки.
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото КамчатНИРО

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Ученые изучают причины «красных приливов» у берегов Камчатки

18.03.2024
638
Ученые изучают причины «красных приливов» у берегов Камчатки

Ученые на Камчатке проанализировали перенос в океан минеральных форм азота и фосфора со стоком рек Авача и Вилюча, образованных вулканизмом на полуострове, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на Тихоокеанский океанологический институт (ТОИ) имени В. И. Ильичёва ДВО РАН.

Экспедиционные исследования прошли в рамках межведомственной программы «Экологическая безопасность Камчатки»

«Поток биогенных веществ c речном стоком в прибрежных бассейнах неразрывно связан с такими проблемами, как эвтрофикация, вспышки цветения фитопланктона и явления красных приливов, а также гипоксия и аноксия придонных вод», - сообщили в ТОИ ДВО РАН.

Там отметили, что максимальный поток биогенных веществ приходится на пик половодья в июне-начале июля в результате таяния обогащенного вулканическим пеплом снега в высокогорьях. В результате этого происходит цветение фитопланктона, а поверхностные воды становятся пересыщены кислородом и недосыщены СО2.

«Обратная зависимость между pCO2 и O2 в прибрежных водах показывает, что содержание CO2 в основном контролируется балансом продукции и деструкции органического вещества», - говорится в сообщении.

По мнению ученых, в районе Восточной Камчатки изменение соотношения DIN/DIP и увеличение концентрации органического вещества под влиянием речного стока могут быть основной причиной цветения динофлагеллят, включая их токсичные виды.

В Кроноцком заповеднике на Камчатке завёлся рыжий «инспектор»

17.03.2024
562
В Кроноцком  заповеднике на Камчатке завёлся рыжий «инспектор»

Лис, который живёт возле Кипелых целебных источников, по собственной инициативе «инспектирует» поведение посетителей, чтобы они не нарушали установленные в заповедном уголке Камчатки правила, передает РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».

Как рассказали в Кроноцком заповеднике, точно так же, как государственные инспекторы и учёные постоянно наблюдают за животными в их естественной среде обитания, звери круглый год проверяют окружающую обстановку.

Лис обосновался возле кордона «Кипелые» на Лазовском участке. Государственный инспектор заповедника Максим Запорожец, который проводит для туристов познавательные экскурсии на снегоходном маршруте «Зимняя сказка», рассказал, что зверь ведёт себя так, как и положено обыкновенной лисице.

«Проявляет свои природные свойства – любознательность, хитрость и смелость. Но при этом миниатюрные рыжие хищники здесь с одной стороны не боятся людей, а с другой – не проявляют агрессии. Хочу подчеркнуть – сразу по прибытию в заповедник все посетители проходят инструктаж, что нельзя подкармливать диких животных. Так что заподозрить лисиц в корыстных целях невозможно», – рассказал Максим.

При этом, по его словам, постоянно надо быть начеку. «Звери "инспектируют" кордоны, иногда могут проверить технику и расходные материалы "на зубок", а этого очень бы не хотелось. Но в целом, мы живём мирно, как добрые соседи», – добавил госинспектор.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1637 След.