Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки

Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки

07 декабря 2017 11:23
6608

Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото Артема Безотечество
Фото Артема Безотечество

Из-за токсичных «красных приливов» в прибрежной зоне лосось может пойти не в те реки, куда он должен вернуться на нерест. Камчатские ученые изучили аномальное явление, наблюдавшееся летом 2017 года в Олюторском заливе на севере Камчатки. По данным агентства «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», сенсационный доклад накануне был представлен на Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Роберта Моисеева «Региональные проблемы развития Дальнего Востока».

Как сообщила в своем докладе заведующая лабораторией гидробиологии ФГБНУ «КамчатНИРО», кандидат биологических наук Екатерина Лепская, во время лососевой путины 2017 года впервые зарегистрировано масштабное влияние морских цветений на тихоокеанских лососей и их промысел. «В июле 2017 года в КамчатНИРО поступила информация о том, что в Олюторском заливе на участках РПУ вода приобрела красный цвет. 12-13 июля это были полосы. Потом эти полосы разрастались и слились в сплошное поле, которое протянулось вдоль всего побережья. Перед этим рыбаки отмечали необычное поведение горбуши. Рыба в неводах была какая-то вялая, усталая. Обычно рыба на нерест у побережья идет под поверхностью воды, а здесь рыбы пытались поднырнуть под 6-метровый слой окрашенной воды. Наблюдались выбросы мертвых лососей. Жители села Пахачи сообщили о неприятном запахе со стороны моря», - рассказала Екатерина Лепская. Кому-то запах напомнил запах аммиака, а проба, которая была доставлена 19 июля в лабораторию КамчатНИРО, издавала неприятный капустный запах, который обычно генерируют водоросли. Ученые провели исследования пробы воды на месте, а часть отправили сахалинским коллегам для определения токсичности водорослей и токсина, который воздействовал на горбушу. «Экспресс-анализ показал, что в пробе находится диатомовая микроводоросль Alexandrium tamarense - 132 тысячи клеток в литре. Наши сахалинские коллеги провели тест на токсичность и выявили, что в пробе содержится сакситоксин – яд нейропаралитического действия в концентрации 330 микрограмм в литре», - рассказала Екатерина Лепская. По словам ученой, в литературе есть только нормы содержания сакситоксина в пресной или морской воде для каждого штата США. Например, для штата Вашингтон для водоемов, использующихся в рекреационных целях, это 75 микрограмм в литре, а для питьевой воды в штате Огайо – 2 микрограмма в литре. В России же установлен только допустимый уровень для продукции, произведенной из моллюсков и крабов – 800 микрограмм на килограмм. Летальная доза для человека составляет от 300 микрограмм до одного миллиграмма. Исследования аномального явления не завершены, ученым предстоит еще провести генетические исследования проб. Феномен пока до конца не изучен.

По словам Лепской, наличие «красного прилива» отразилось на промысловой обстановке в районе. Так, в 2017 году доля Олюторского района в уловах горбуши в Карагинской подзоне составила всего лишь 9%. «Уловы в сочетании с распределением горбуши по нерестилищам в центральной части Олюторского залива (река Пахачи и система реки Апука) оказались провальными. Рыба ушла в терминальные реки. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наткнувшись на цветение, горбуша как короткоцикловый вид с низким хоммингом, просто перераспределила свои пути анадромной миграции и ушла большей частью на восток и частично на запад, - говорит Екатерина Лепская. – В целом, избегание зон цветения лососями с высоким хоммингом (например, кетой) повлечет за собой недоловы. А для короткоцикловых видов - перераспределение миграционных потоков и резкое снижение рыбопродуктивности отдельных речных систем в будущем».

Причиной же цветения воды в этом районе, скорее всего, стал массовый вынос биогенных элементов в прибрежье, который произошел после мощного циклона в начале июля. Тогда в верховьях реки Пахачи сошел сель и масса воды со взвешенным тонкодисперсным веществом попала в прибрежные воды. В воде было обнаружено высокое содержание биогенных элементов, в частности, минерального фосфора, аммонийного азота и железа. Кстати, в этом году цисты токсичного вида Alexandrium tamarense были найдены и в заливе Корфа. О причинах токсичности микроводорослей ученые пока сказать не могут, так как исследования еще не завершены. Это может быть вызвано как изменением калиево-натриевого соотношения в воде, так и защитной реакцией на выедание зоопланктоном. Кроме того, это может быть одним из последствий потепления, которое наблюдается в Северной Пацифике. «Это мы констатируем и по наблюдениям на пресных водоемах, и по Авачинской губе. Потепление в сочетании с прохождением мощных циклонов ведет к увеличению вероятности возникновения токсичного цветения в прибрежных зонах, охваченных хозяйственной деятельностью», - уверена Екатерина Лепская.

Кстати, промысел в Олюторском заливе из-за «красных приливов» не останавливался. Вред рыбной продукции, произведенной из лососей, переживших «красный прилив», не установлен. Ученые говорят, что сакситоксин накапливается в мышцах лососей незначительно и (если рыба выживает) быстро выводится из организма.

По данным науки, во всех дальневосточных прибрежных регионах есть большое количество цист, которые могут вызывать токсичные приливы при определенных условиях, как в Олюторском заливе. Однако у дальневосточных ученых нет ресурсов для мониторинга цикличности цветений и картирования этих явлений.

Как ранее сообщало РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», «красный прилив» – это образное название опасных явлений цветения моря. Это скопление микроскопических водорослей, простейших или других микроорганизмов у поверхности воды при интенсивном размножении под воздействием благоприятных факторов среды. «Красные приливы» в Авачинской губе, например, вызваны инфузорией Mesodinium rubrum, которая живет в симбиозе с микроводорослями. Первые документированные сведения об опасном явлении датируется 1799 годом, когда после употребления мидий скончались 115 охотников алеутов. Смертельные случаи также были зафиксированы в 1945 году после поедания отравленных мидий. В августе 1973 года в Петропавловске-Камчатском было зарегистрировано 12 случаев отравления мидиями и тогда уже было понятно, что отравление произошло сакситоксином. Однако случаев масштабного влияния таких морских цветений на тихоокеанских лососей до настоящего времени зарегистрировано не было.

  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото КамчатНИРО
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Alexandrium tamarense
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки.
  • Токсичный «красный прилив» помешал лососю зайти в родные реки на севере Камчатки. Фото КамчатНИРО

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

28.03.2024
293
Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

Учёные, изучающие роль нерки в экосистеме Курильского озера, выяснили, что лебеди-кликуны обнаруживают гнёзда с икрой лучше самых современных приборов, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Кроноцком заповеднике.

Исследования проводят сотрудники Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина. В этом году они впервые провели наблюдения зимнего нереста лососей с помощью современных методов аэрофотосъёмки, успешно применяющихся летом и осенью.

Полевые работы проводились на свободных ото льда участках акватории Курильского озера в устьях основных притоков и прибрежных нерестилищах. Именно там исследования проводятся в летне-осенний период, когда интенсивность нереста нерки максимальна.

Учёные в очередной раз отметили высокую значимость нерки для экосистемы Курильского озера в целом. Например, икра этих лососевых рыб – важнейший ресурс, обеспечивающий кормом лебедей-кликунов на зимовке. Десятки и сотни краснокнижных птиц могут здесь кормиться достаточно продолжительное время.

«Для мигрирующих лебедей икра нерки – важнейший и, вероятно, единственный источник пищи, который они могут найти в этом низкокормном водоёме в зимний период. Добывают ценный корм они ровно на той глубине, куда способна дотянуться шея, поскольку эти птицы не ныряют. Удивляет, насколько точно лебеди способны находить места нереста нерки в озере – ведь мы потратили несколько лет, чтобы создать схему их расположения. Февральская экспедиция показала, что лебеди нашли каждое из тех, что не были защищены слоем битого льда», – рассказал научный сотрудник Михаил Малин.

Напомним, в бассейнах Курильского озера и реки Озерной воспроизводится крупнейшее в Азии стадо нерки, ценного вида тихоокеанских лососей. Нерест этих рыб здесь чрезвычайно растянут, он длится с июля до марта. Зимой в бассейне Курильского озера ежегодно образуется крупнейшее естественное скопление белоплечих орланов. До Нового года и дольше здесь кормятся единичные медведи.

Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

27.03.2024
594
Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ на Камчатке оказался погребен под пеплом после прошлогоднего извержения вулкана Шивелуч, его восстановление может растянуться на несколько десятилетий, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.

Пеплопад извержения вулкана Шивелуч 11 апреля 2023 г. стал самым крупным пеплопадом вулкана за последние почти 60 лет. По результатам полевых исследований и анализа спутниковых изображений учёные оценили распределение и площадь существенных отложений пепла, свойства отложений тонкого андезитового пепла и воздействие пеплопада на лесные сообщества, формируемые Picea yezoensis (Siebold et Zucc.) Carrière, Larix cajanderi Mayr и Betula ermanii Cham.

«В результате умеренного пеплопада в лесном поясе (мощность свежих отложений 5–8 см) негативное воздействие на растительность было минимизировано благодаря ряду обстоятельств (тонкий пепел, отсутствие облиствения, мощный снежный покров, на который лег слой пепла). Древесная растительность в нижней половине лесного пояса в основном не была повреждена, однако сильные изменения произошли в травяно-кустарничковом ярусе лесных сообществ: разреживание покрова растений, уменьшение размеров травянистых растений, а также количества видов в сообществе», - говорится в сообщении.

Calamagrostis purpurea (Trin.) Link. s. l., широко распространённый доминант травяной растительности, заметно уменьшил своё присутствие, зато существенно увеличилась доля Chamerion angustifolium (L.) Holub.

Возможность прорастания сквозь слой пепла лесного мелкотравья оказалась резко ограничена.

«Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ оказался погребен, восстановление может растянуться на несколько десятилетий. Выявлено заметное воздействие на растения вторичного запыления переотложенным пеплом; наиболее сильно оно сказывается на открытых пространствах и опушках леса», - отмечают учёные.

Вторичное запыление может продолжаться много лет, учитывая большое количество пепла, лежащего на открытых пространствах вулкана.

Мощное извержение Шивелуча началось 10 апреля прошлого года. В поселке Ключи Усть-Камчатского района выпало рекордное за последние 60 лет количество пепла – почти 9 сантиметров.

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки. Он включает три основных структуры: вулкан Старый Шивелуч, древнюю кальдеру и активный вулкан Молодой Шивелуч. Высота лавового купола Молодого Шивелуча – 2500 метров. Вулкан расположен на пересечении Курило-Камчатской и Алеутской островных дуг на расстоянии 50 км от поселка Ключи Усть-Камчатского района и 450 км от Петропавловска-Камчатского. Возраст исполина оценивается в 60-70 тысяч лет.

На фото: Область распространения пеплопада в пределах отложений толщиной 1 см.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1641 След.