«Мусорная реформа»: начни с себя

«Мусорная реформа»: начни с себя

15 мая 2019 13:01
4284

«Мусорная реформа»: начни с себя

Из цикла «Среда обитания»

Если дома или в офисе вы используете энергосберегающие люминесцентные лампы – куда вы деваете их после выхода из строя? Куда выбрасываете севшие батарейки? Отвозите ли на утилизацию шины, отслужившие срок на вашем автомобиле? Продолжаем изучать «мусорную» проблему (начало – в публикации от 8 мая). Сегодня нашей темой будут опасные отходы, наносящие заметный вред природе и её обитателям, в том числе и человеку, и отношение камчатцев к их утилизации.

На данный момент ситуация такова, что почти все опасные отходы, производимые жителями Камчатки (на бытовом уровне, предприятия пока не берём), попадают в обычный мусор, на помойку и оттуда на городскую или поселковую свалку – со всеми вытекающими печальными последствиями. Судите сами: многие ли заморочатся отвезти на утилизацию батарейку, если в Петропавловске-Камчатском существует один-единственный экобокс для сбора и временного хранения химических источников питания? (Для самых неравнодушных и ответственных в мире людей сообщаем, что расположен экобокс по адресу ул. Ключевская, 56). В других населённых пунктах региона нет и одного. С ртутьсодержащими лампами и градусниками ситуация чуть лучше: экобоксов в Петропавловске «аж» 26, но не все из них бывают доступны. Например, экобокс на ул. Даурской всю зиму провёл под снегом. ООО «Экология», которое занимается их обработкой, винит в этом ГУП «Спецтранс», но мы не ищем виноватых, мы констатируем факт: если кто-то и донёс свою перегоревшую лампочку до контейнерной площадки, то, увидев, что экобокс похоронен под снегом, а баки стоят через дорогу, плюнет и выкинет лампочку в бак. Или, думаете, поедет с ней искать ближайший доступный экобокс?

Что касается автомобильных шин, то они по-настоящему вездесущи! И в лесах, и на берегу океана, и просто на обочинах всех камчатских загородных дорог мы непременно увидим выброшенные покрышки. Пройдитесь по своему микрорайону – возле каждой помойки они лежат. И ГУП «Спецтранс», вывозящий наши коммунальные отходы, не будет ими заниматься. Закон говорит, что мы сами должны везти шины на специальные предприятия и платить за их утилизацию. А платить мы, конечно, не любим. Ехать ещё куда-то, время терять... И стоят установки по переработке покрышек без дела, используются от случая к случаю, а ценный ресурс в виде пыльной резины захламляет наш «чудесный край».

Можно ли что-то изменить в этой привычной картине?

Экобоксы – больше проблем чем пользы

Как ни крути, а ответ на этот вопрос кроется не в законодательстве, не в расторопности местных властей, а в отношении каждого из нас к окружающей среде. Вот несколько показательных примеров из жизни современных камчатцев.

Экобоксы, о которых мы говорили, в данный момент носят больше просветительско-воспитательный характер. Практической пользы от них (будем честны) не очень много, но своим ярко-оранжевым цветом они обозначают проблему и указывают путь её решения. Как реагируют на них камчатцы? Рассказывает директор ООО «Экология Плюс» Олег Баев:

- Новый экобокс «убивают» за 2-3 месяца, иногда мы его даже обработать не успеваем. Вскрывают плоскогубцами, выламывают ящики. Был случай, когда водитель мусоровоза искорёжил экобокс баком, якобы случайно, а после того, как водителю сделали замечание, мы обнаружили этот экобокс разбитым в хлам. Был случай, когда мужчина весьма солидного возраста похитил экобокс и сдал его приёмщикам металла. Причём все экобоксы прикреплены к основанию контейнерной площадки – их нельзя взять и унести. Мужчина канатом обмотал экобокс, на котором указаны данные нашей организации, привязал его к своему грузовику, дёргал до тех пор, пока не оторвал, и увёз. Всё это, заметьте, под надписью: «Ведётся видеонаблюдение!». И прохожие ничего не спросили, и «металлисты» приняли экобокс без вопросов, заплатив 400 рублей. А цена ему – 21.000 рублей. Благодаря видеонаблюдению, кстати, мы всё это и выяснили, экобокс (правда, уже раскуроченный) вернули, а мужчина на вопрос: «Зачем вы это сделали?» пожимал плечами и бормотал: «Я думал, он ничей... я думал, он примёрз»...

Довольно часто мы обнаруживаем рядом с экобоксами (которые установлены для жителей многоквартирных домов) люминесцентные лампы в большом количестве, сложенные в ящик или увязанные в пачку. Даже лампы от солярия находим. Понятно, что это делают предприятия, расположенные поблизости, которые обязаны везти лампы на утилизацию и оплачивать эту услугу. Однако они нашли более простой способ, и нам остаётся только молча убирать за ними. Они, наверное, рады, что таким образом избавились от своей «головной боли», но из-за этой безответственности бывают опасные ситуации: на ул. Чубарова кто-то разбил кучу ламп возле контейнера. Хорошо, поступил вызов, мы быстро направили туда бригаду, которая всё убрала и обработала демеркуризационной жидкостью, а могли быть и печальные последствия, ведь разливы и пары ртути очень ядовиты! Даже в небольших количествах они могут вызвать тяжёлое отравление. Но разве думали об этом те, кто оставил там лампы, и кто их потом колотил?

А чего только не обнаруживают в экобоксах специалисты по обращению с отходами! Там оказываются такие предметы, которые с большим трудом можно пропихнуть в отверстия контейнера. Но кто-то же этим занимается?! А вы говорите: давайте мусор раздельно собирать. Слушая такие истории, радуешься, что наши сограждане хотя бы канализацией пользоваться научились и не выплёскивают нечистоты прямо под балкон.

Храните до лучших времён

Для сбора севших батареек, которых у нас в хозяйстве накапливается гораздо больше, чем ртутных градусников и энергосберегающих ламп (всё-таки многие уже перешли на безопасные светодиодные), эти экобоксы не предназначены. Но специалисты, их обслуживающие, говорят: «Лучше уж сюда бросить батарейку, чем в обычный контейнер и на свалку». Пока «урожай» не велик, за месяц, может, горсть наберётся.

Была попытка со стороны экоактивистов организовать в общественных местах сбор батареек, чтобы потом их передавать на утилизацию. Но без специальной лицензии заниматься такой деятельностью попросту нельзя, поэтому доброе начинание сошло на нет.

С батарейками, строго говоря, непонятно, что делать. Как сказал на прошлогодней конференции экоактивистов сотрудник одного из предприятий, занимающихся на Камчатке утилизацией опасных отходов: «Храните их у себя в гараже – до лучших времён». К слову, хранить батарейки можно в сухом, проветриваемом, прохладном помещении (кладовая, отапливаемый гараж), в герметичном пластиковом контейнере. Металлическая ёмкость для этого не подходит. Нельзя перевозить батарейки в карманах, кошельке, ящике с деталями, бардачке авто, где могут оказаться скрепки, мелкие металлические предметы, болты, мелочь, поскольку возможен риск короткого замыкания, перегрева и протекания электролита.

О переработке батареек на Камчатке даже речь не идёт. Есть предприятия во Владивостоке, которые готовы принимать их на утилизацию бесплатно. По словам Олега Баева, «Экология Плюс» время от времени переправляет туда накопившиеся у неё батарейки с попутным транспортом. Всё это делается на чистом энтузиазме и проблему, конечно, не решает.

Пока всё сыро

Как объяснил «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» руководитель краевого Агентства по обращению с отходами Андрей Кудрин, в жилых кварталах на придомовых территориях места для накопления опасных отходов должны создавать управляющие компании как представители собственников. То есть, теоретически любой из жителей многоквартирного дома может обратиться к своим соседям и в УК с предложением установить экобокс на ближайшей контейнерной площадке. Что происходит на практике, рассказывает директор одной из петропавловских УК, не из крупных, но и не самой маленькой – в управлении у неё 17 домов:

- Пока эта тема «висит» в воздухе – её толкают, будоражат общественность, поднимают шум, чтобы это заработало хоть как-то. Периодически руководителей УК собирают на совещания в городской администрации, говорят: покупайте, устанавливайте экобоксы. Начинаешь конкретные вопросы задавать: «Как вся схема будет работать?» - ответов чётких нет. «Механизм не отработан, но вы резину не тяните, всё равно всё к тому идёт». Ясное дело, УК не спешит, зачем ей вкладывать деньги, если схема городом не отработана? Ведь это дополнительная нагрузка. Нужно покупать контейнеры, содержать их. Начинать надо с информирования жителей, потому что без согласия жильцов УК не может ни рубля потратить. Значит, надо запускать голосование: либо сокращать объём каких-то других работ, и на сэкономленные деньги покупать и обслуживать этот контейнер, либо добавлять, условно говоря, по «три копейки» в плату за коммунальные услуги. Дай Бог, чтобы в доме были активные жильцы, которые понимают проблему и готовы платить – 90 процентов домов без таких людей. Запускаем голосование: «Вот экономисты УК сделали расчёт, это будет стоить столько-то рублей сверху или понизить текущий ремонт. Зато будем вывозить резину с контейнерной площадки и правильно утилизировать лампочки». Жильцы: «Нет, не надо! У нас крыша течёт, надо подъезд делать, у бабули из подвала воняет, почистить надо и т.д., не надо этих ваших баков». Ну и всё, что делать, где деньги брать? Потом выходит закон, который обязывает иметь такие баки, приезжает жилищная инспекция: «Где у вас экобоксы?». «Да жильцы не хотят их включать в тариф, у нас денег нет». «Ну, ребят, это ваша головная боль, коммерческий риск, мы же вам на совещаниях всегда об этом говорим», - и выписывают предписание. И дальше несколько вариантов: либо не исполнить предписание и получить штраф (после нескольких штрафов УК, как правило, теряет дом), либо каким-то чудесным образом найти деньги на исполнение, либо объяснять жильцам снова, что нет другого выхода. Но даже если случится чудо, и жильцы согласятся – тариф утвердят или деньги сэкономят, останется проблема неплатежей. И сборов, чтобы вовремя рассчитаться с компанией, которая обслуживает экобоксы, всё равно не хватит. А УК должна где-то эти деньги взять и расплатиться с поставщиком услуг.

В Петропавловске и в Елизове есть управляющие компании, которые заключили договоры с предприятиями, занимающимися утилизацией опасных отходов, но таких УК пока единицы, и проблема с задолженностью действительно существует, признал Олег Баев. А ещё существует довольно простой способ выполнить требования законодательства так, чтобы и тратиться почти не пришлось, и нарушений не было. Правда, эффекта в части утилизации опасных отходов от такого выполнения тоже не будет – отходы по-прежнему полетят на общую свалку, но формально требования будут выполнены. Этот способ мы здесь приводить не будем, хотя и понимаем, что те, кто предпочитают именно так исполнять законы, догадаются о нём и без нашей подсказки.

Экологический сбор ответственность не снимает

В заключение вернёмся к автошинам. Чтобы хоть как-то справляться с проблемой, краевое правительство предоставляет субсидии на ликвидацию свалок, в том числе и завалов покрышек. Предприятия, которые сегодня занимаются обезвреживанием шин, делают это без коммерческой выгоды, а только несут затраты. Поэтому и берут плату за уничтожение покрышек – с сознательных граждан, с юридических лиц, руководство которых относится ответственно к этому вопросу, либо из бюджета в виде субсидий на утилизацию брошенных где попало шин.

При этом в России введён экологический сбор для производителей и импортёров 54 групп товаров. В них входят и автомобильные шины, и батарейки, и свинцовые аккумуляторы, и разнообразные лампы, и электронная и электробытовая техника. Понятно, что производитель закладывает все расходы в стоимость продуктов, и, покупая их, мы платим в том числе и экологический сбор. А производитель перечисляет эти средства в казну. И Правительство РФ объявляло, что на эти деньги в регионах будет создаваться новая инфраструктура обращения с отходами. Так почему теперь мы – неважно, физические лица или юридические – расставаясь с опасными отходами, должны ещё раз заплатить за их утилизацию?

Оказывается, потому, что экологический сбор производитель платит не за весь объём продукции, а за часть, определённую нормативом, утверждённым Правительством РФ. В этом документе указано, в частности, что производители (импортёры) «шин, покрышек и камер резиновых» обязаны переработать или заплатить экологический сбор за 20 процентов изделий в 2018 году, 25 процентов в 2019 году и 30 процентов в 2020 году. Похожая картина и по другим группам товаров: на некоторые экологический сбор составляет от 0 до 10 процентов в течение указанных трёх лет, на другие – от 25 до 45 процентов (и это максимальный уровень). Полный перечень групп товаров с нормативом экологического сбора можно найти по ссылке.

Так что, даже если предположить, что этот механизм работает как часы, всё равно больше половины произведённых товаров должны утилизировать их собственники, то есть мы с вами. Легко, конечно, завезти покрышки в ближайшую рощу или на помойку выкинуть, вместе со всем другим опасным добром. Только вот жить на этой планете нашим детям и внукам. Им придётся пожинать плоды наших поступков. Может, именно об этом стоит думать в первую очередь, избавляясь от предметов, которые пришли в негодность, обеспечивая наш комфорт?

Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото Василия ГУМЕНЮКА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

15 мая 2019 г.

  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.
  • «Мусорная реформа»: начни с себя.

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

28.03.2024
387
Лебеди-кликуны на Камчатке зимой кормятся икрой нерки с Курильского озера

Учёные, изучающие роль нерки в экосистеме Курильского озера, выяснили, что лебеди-кликуны обнаруживают гнёзда с икрой лучше самых современных приборов, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Кроноцком заповеднике.

Исследования проводят сотрудники Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина. В этом году они впервые провели наблюдения зимнего нереста лососей с помощью современных методов аэрофотосъёмки, успешно применяющихся летом и осенью.

Полевые работы проводились на свободных ото льда участках акватории Курильского озера в устьях основных притоков и прибрежных нерестилищах. Именно там исследования проводятся в летне-осенний период, когда интенсивность нереста нерки максимальна.

Учёные в очередной раз отметили высокую значимость нерки для экосистемы Курильского озера в целом. Например, икра этих лососевых рыб – важнейший ресурс, обеспечивающий кормом лебедей-кликунов на зимовке. Десятки и сотни краснокнижных птиц могут здесь кормиться достаточно продолжительное время.

«Для мигрирующих лебедей икра нерки – важнейший и, вероятно, единственный источник пищи, который они могут найти в этом низкокормном водоёме в зимний период. Добывают ценный корм они ровно на той глубине, куда способна дотянуться шея, поскольку эти птицы не ныряют. Удивляет, насколько точно лебеди способны находить места нереста нерки в озере – ведь мы потратили несколько лет, чтобы создать схему их расположения. Февральская экспедиция показала, что лебеди нашли каждое из тех, что не были защищены слоем битого льда», – рассказал научный сотрудник Михаил Малин.

Напомним, в бассейнах Курильского озера и реки Озерной воспроизводится крупнейшее в Азии стадо нерки, ценного вида тихоокеанских лососей. Нерест этих рыб здесь чрезвычайно растянут, он длится с июля до марта. Зимой в бассейне Курильского озера ежегодно образуется крупнейшее естественное скопление белоплечих орланов. До Нового года и дольше здесь кормятся единичные медведи.

Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

27.03.2024
602
Прошлогодний пеплопад Шивелуча на десятилетия погубил лишайники на Камчатке

Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ на Камчатке оказался погребен под пеплом после прошлогоднего извержения вулкана Шивелуч, его восстановление может растянуться на несколько десятилетий, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.

Пеплопад извержения вулкана Шивелуч 11 апреля 2023 г. стал самым крупным пеплопадом вулкана за последние почти 60 лет. По результатам полевых исследований и анализа спутниковых изображений учёные оценили распределение и площадь существенных отложений пепла, свойства отложений тонкого андезитового пепла и воздействие пеплопада на лесные сообщества, формируемые Picea yezoensis (Siebold et Zucc.) Carrière, Larix cajanderi Mayr и Betula ermanii Cham.

«В результате умеренного пеплопада в лесном поясе (мощность свежих отложений 5–8 см) негативное воздействие на растительность было минимизировано благодаря ряду обстоятельств (тонкий пепел, отсутствие облиствения, мощный снежный покров, на который лег слой пепла). Древесная растительность в нижней половине лесного пояса в основном не была повреждена, однако сильные изменения произошли в травяно-кустарничковом ярусе лесных сообществ: разреживание покрова растений, уменьшение размеров травянистых растений, а также количества видов в сообществе», - говорится в сообщении.

Calamagrostis purpurea (Trin.) Link. s. l., широко распространённый доминант травяной растительности, заметно уменьшил своё присутствие, зато существенно увеличилась доля Chamerion angustifolium (L.) Holub.

Возможность прорастания сквозь слой пепла лесного мелкотравья оказалась резко ограничена.

«Мохово-лишайниковый ярус лесных сообществ оказался погребен, восстановление может растянуться на несколько десятилетий. Выявлено заметное воздействие на растения вторичного запыления переотложенным пеплом; наиболее сильно оно сказывается на открытых пространствах и опушках леса», - отмечают учёные.

Вторичное запыление может продолжаться много лет, учитывая большое количество пепла, лежащего на открытых пространствах вулкана.

Мощное извержение Шивелуча началось 10 апреля прошлого года. В поселке Ключи Усть-Камчатского района выпало рекордное за последние 60 лет количество пепла – почти 9 сантиметров.

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки. Он включает три основных структуры: вулкан Старый Шивелуч, древнюю кальдеру и активный вулкан Молодой Шивелуч. Высота лавового купола Молодого Шивелуча – 2500 метров. Вулкан расположен на пересечении Курило-Камчатской и Алеутской островных дуг на расстоянии 50 км от поселка Ключи Усть-Камчатского района и 450 км от Петропавловска-Камчатского. Возраст исполина оценивается в 60-70 тысяч лет.

На фото: Область распространения пеплопада в пределах отложений толщиной 1 см.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1641 След.