«Мы плакали один раз в жизни»

«Мы плакали один раз в жизни»

14 апреля 2017 21:22
9562

«Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ
Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"

Из цикла «Наши люди»

Ольгу Вовненко в Петропавловске-Камчатском знают многие семьи, столкнувшиеся со страшной бедой. Такой, как инсульт, или необходимость нейрохирургического вмешательства, или серьезные черепно-мозговые травмы, после которых человеку заново приходится учиться владеть своим телом. В этом нелегком труде и помогает Ольга Вовненко, врач-реабилитолог, человек, о котором говорят: «Полгорода на ноги поставила». Это, конечно, уважительное преувеличение, но за 12 лет работы счет пошел уже на сотни пациентов, поднявшихся из лежачих больных к нормальной жизни.

Ежедневно сталкиваясь на работе с человеческой болью и слабостью, с семейными драмами, слезами и отчаянием, обучая справляться с этим молодых и пожилых, мужчин и женщин, Ольга Васильевна и в личной жизни пережила большую трагедию. 13 лет назад в автомобильной катастрофе погиб ее муж. Их дочери Алине тогда было 10. Горе не сделало их слабыми. Мама и дочь, поддерживая друг друга, сумели преодолеть беду. Сегодня им есть, чем гордиться, и есть, чему радоваться.

Сама себе доктор

Ольга Васильевна, почему вы захотели быть врачом? И какое направление выбрали изначально, ведь врач-реабилитолог – специальность довольно новая?

- Я училась на отделении спортивной медицины, а поступление туда было моей мечтой с детства. Я часто и сильно болела, особенно одолевали воспаления легких и бронхиты. Была слабым ребенком, меня освобождали от уроков физкультуры, а я приходила на них. Все дети бегали большой круг, а я – маленький. Мне это очень не нравилось и казалось неправильным. Я чувствовала свою неполноценность и хотела заниматься со всеми наравне. Поставила себе такую цель – и рвалась к ней изо всех сил. В 3-м классе записалась на лыжную секцию, в 5-м меня уже сняли с учета в поликлинике, и в итоге я дошла до мастера спорта по лыжным гонкам и завоевала титул чемпионки РФ среди юниоров. Это было моей победой над собственным нездоровьем.

- То есть вы уже в раннем детстве понимали, что движение – это жизнь?

- Да, и несу эту истину всю свою жизнь. Когда я сообщила маме, что хочу стать спортивным доктором, мама (сама врач-педиатр) сказала: «Ни за что! Врачам так мало платят! Нужно учиться на экономиста». Я была неумолима и уехала подальше от маминого недовольства. В Эстонию. Поступила в мединститут в Тарту, но из-за политического переворота, начавшегося после распада СССР, продолжать обучение пришлось в Хабаровске. Там встретила будущего мужа Сашу, и вместе с ним приехала работать на Камчатку. У меня было два диплома: врач-методист и тренер-преподаватель физкультуры. Работала с детьми с ДЦП. Уже здесь в КамГУ им. Беринга я получила образование медицинского клинического психолога. А когда мой профессиональный путь свел меня с Алексеем Терешовым, главным внештатным неврологом Камчатского края, я определилась как специалист и начала работать с инсультными больными. Алексей Юрьевич направлял меня в Москву, где была очень напряженная учеба в Академии медицинских наук и в Центре реабилитации ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС – шикарнейшей клинике по восстановлению. Вместе с Алексеем Терешовым дорогу мне открывал и Олег Геннадьевич Филиппов, главный врач краевой больницы, направляя на конгрессы, конференции и съезды по моей теме. Так получилось, что я была первой и единственной в крае, кто серьезно занялся восстановительной медициной. С момента создания Регионального сосудистого центра работаю в нем.

Мотивация для ленивцев

- Выходит, от спортивной медицины – от сильных и уверенных в себе людей – вы пошли к тем, кому плохо?

- Да. Работаю с людьми после инсульта, после травм позвоночника и черепно-мозговых травм, после операций на головном мозге. Применяю в комплексе клиническую психологию и спортивную медицину. Врач такой специальности называется еще кинезитерапевт. Вхожу в состав мультидисциплинарной бригады, в которой трудятся все специалисты регионального центра под руководством врача-невролога. Большую роль играет и грамотный сестринский уход, и труд санитарок.

- Какого рода несчастные случаи приводят к столь печальным последствиям? И кого больше среди ваших пациентов – мужчин или женщин?

- Чаще всего это халатность по отношению к себе: неправильный образ жизни, откуда вытекают неприятные последствия – различного рода аварии, ДТП, несчастные случаи. Подавляющее большинство пациентов – мужчины.

- Приходилось слышать от врачей, что больные часто не желают выполнять рекомендации. Мечтают о «волшебной таблетке», а сами о себе позаботиться не хотят. Вы с таким сталкиваетесь?

- Да, и в основном со стороны мужчин, которые и страдают от сосудистых заболеваний чаще. И дома мужчины, кстати, больше капризничают, чем женщины. Порой меня даже приглашают на дом, и я работаю как клинический психолог, чтобы человек начал принимать препараты, двигаться. Дело в том, что многие больные сживаются со своей новой ролью: им хорошо лежать. Сухие, чистые, накормленные. Человек так хитро устроен, что, если бы нам не надо было зарабатывать себе на еду, на свои потребности, то мы бы лежали, балдели и умирали бы от ожирения. Мы – по природе своей потребители. И двигаемся ровно настолько, насколько диктуют наши потребности. Кто хочет просто сухарь съесть – тому много не надо. Другому хочется этот сухарь уже с маслом – тот работает побольше. А кому нужен хлеб, да не только с маслом, а еще и с икрой, и ездить на машине, тому приходится постараться. Мы все рождаемся ленивыми, и движет нами только мотивация. Поэтому, прежде всего, мы ищем мотивацию – для чего этот больной должен встать и идти.

Много работаю с родственниками, потому что они зачастую не знают, как себя вести, не понимают, что человек после инсульта становится другим. Можно сказать, что окунулся он туда одним, а вышел совсем другим, и нужны время и помощь специалиста и близких, чтобы он снова стал почти тем же, кого помнят родственники.

- Чем же можно мотивировать нас, ленивых?

- Мотивация у каждого своя. И зачастую на уровне простых, каких-то бытовых вещей. Часто для мужчин сильная мотивация – дойти до туалета своими ногами. У женщин, кстати, вариантов множество. Для них могут быть значимыми дети, внуки, даже дача. С мужчинами сложнее работать. Они более ленивы, и у них часто снижены эмоционально-волевые качества. А после того, как мы добрались до мотивации, нужно работать – через боль, через немощь. Это очень тяжело, и первые шаги очень трудны, нужно зубы стиснуть и делать, и сила воли хорошо помогает. Поэтому свой дух нужно укреплять с молодости. Кто развивал свои волевые качества, кто физически развит – тот быстрее восстанавливается.

Вообще, борцов по натуре и трудяг видно даже в реанимации, когда они без сознания на ИВЛ лежат между жизнью и смертью. И борются за жизнь изо всех сил. Видно и тех, кто лежит и не спешит возвращаться, хотя все показатели уже вполне позволяют. Возможно и до болезни такие люди, наверное, лежали на диване и никуда особо не стремились.

- А чудеса в вашей работе случаются?

- Чудес в нашей работе не бывает. Есть поразительные результаты упорного труда, есть успехи, превзошедшие ожидания. Знаете, как это бывает? Мы работаем над человеком всей бригадой специалистов, сам он старается, как может, и однажды – о, чудо случилось! В основном это молодежь после травм. Потом я вижу, как устраивается жизнь этих людей, как приходит успех, как рождаются дети...

Но и пожилые люди умеют удивлять. Был случай, бабушка никак пойти не могла. Я ее и так, и этак, вдруг она начинает рассказывать: «Когда я была молодая, мы в Сибири деревья рубили на лесоповале, вот такие высокие валенки носили!». Хватаюсь за эти валенки, находим такие, надеваем ей, и она потопала в них. Очень много приходится разговаривать. И здесь важно услышать, достать из глубин сознания ту самую мелочь, которая может стать пусковым механизмом, вытащит человека из этого положения.

- Для людей, с которыми вы много работаете, вы, безусловно, становитесь очень значимым человеком, даже – близким. Не одолевают ли вас вниманием бывшие пациенты?

- Честно скажу, что свой номер телефона даю только самым близким, с которыми стали уже семьей. Но и другие пациенты всегда поздравляют с праздниками, ждут встречи, поэтому я очень люблю свою работу. Она меня вдохновляет. Берешь чистый лист бумаги, карандаш, кисточку и начинаешь рисовать, а когда дорисуешь – восхищаешься результатом.

Лучшая мама на свете

- Остается ли у вас время на личную жизнь, на семью?

- Конечно, нет. Дочь выросла практически сама. Когда погиб муж, ей было 10 лет. Первое, что я сказала дочери: «Не бойся, я с тобой. Мы прорвемся». Мы распределили обязанности: я работаю, она учится. Первые три года я жила как в тумане, работа мне очень сильно помогала, а дочке я сказала: «Ты ни в коем случае не должна болеть. И других неприятностей не допускай». Потому что любая проблема выбивала меня из колеи, мне не хватало сил на все, а надо было идти к пациентам. И дочь у меня была первая помощница. Я приезжала домой, меня ждал ужин, я ела и падала. Дочь училась в 33-й школе, в физмат классе, и была очень самостоятельной. Она отлично понимала, что я работаю не в парфюмерном магазине и нюхаю не цветы.

Недавно дочь окончила с красным дипломом Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина. Она очень хотела учиться именно в знаменитой «керосинке», но был только платный набор, и я поставила ей условие: учиться хорошо. Она училась отлично. Там же встретила свою любовь. Сейчас работает в Газпроме, а я через неделю лечу в Москву на ее свадьбу. И я счастлива. Алина почему-то говорит, что я самая лучшая мама на свете.

Это история о силе женщин и о достижении поставленных целей

- Теперь у вас есть возможность заняться чем-то для себя.

- Вы знаете, со временем я поняла, что работаю не из-за денег. Я действительно очень люблю свою работу. Она научила меня видеть настоящие ценности, расставлять приоритеты. Часто вижу, как жены кричат на мужей, «пилят», фыркают, а ведь им и так тяжело! У него беда, а семья продолжает жить как раньше. Однажды я была свидетелем, как молодая женщина умудрилась разругаться с мужем и бросить ключи – в отделении, с мужчиной после инсульта, который не умеет разговаривать. Если женщина захочет, она из всего сделает драму, но зачем?

Я стараюсь быть терпимой к людям. Где мои подруги топают ногами, там я просто улыбаюсь. Как я говорила своей дочери: «Мы плакали один раз в жизни, а все остальное – ерунда».

Почему отвалился хвост

- Не могу оставить это интервью без ваших профессиональных рекомендаций. Как легко и эффективно позаботиться о себе, как сохранить молодость и здоровье, не являясь фанатиком пресловутого здорового образа жизни?

- Очень важен позитивный настрой. Человек, который радуется, всегда чувствует себя лучше ворчуна. После трудовой недели обязательно отдыхайте на свежем воздухе, желательно у воды. Не нужно строгих диет или вегетарианства, я считаю, в меру можно и поесть, и выпить. Что касается физических нагрузок, то надо учитывать особенности, например, я бы не советовала женщинам за 40 заниматься фитнесом – позвоночник уже не такой пластичный, и прыжки могут привести к сдавливанию дисков. Пилатес, йога, плавание, бассейн, лыжи. Лыжи это вообще великолепное занятие. Включаются все двигательные функции – руки, ноги, позвоночник, дыхательная гимнастика насыщает тело кислородом, мозг лучше работает, кожа освежается, и масса положительных эмоций, даже если на попу упадем – смеемся. А потом еще рассказов на целую неделю!

Надо учиться слушать организм и понимать, что он хочет. Поверить своему телу. И двигаться – разнообразно. Я всегда говорю пациентам: «У нас хвост отвалился только потому, что стал не нужен». Что не нужно – то отваливается. (Кстати, к мозгу это тоже относится: если человеку мозг не нужен, он перестает работать). Вы не представляете, насколько люди закрепляются в привычных действиях. Просишь сделать что-то непривычное – он не может, путается, где рука, где нога, где лево, где право, потому что он всю жизнь делал одни и те же движения – механически. А тело должно быть сильным, ум – живым. Так что пользуйтесь тем, что вам дала природа, двигайтесь, радуйтесь. Ну, и контролируйте свое артериальное давление – это один из обязательных пунктов профилактики инсульта.

Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото Василия ГУМЕНЮКА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», а также из личного архива Ольги ВОВНЕНКО

14 апреля 2017 г.

  • «Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • «Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • «Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • «Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • «Мы плакали один раз в жизни». Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"
  • «Мы плакали один раз в жизни».

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Камчатский предприниматель пытался через суд легализовать самострой

28.03.2024
597
Камчатский предприниматель пытался через суд легализовать самострой

Индивидуальному предпринимателю не удалось обжаловать отказ в разрешении на строительство и реконструкцию здания, которое уже было построено, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом Арбитражном суде.

В 2012 году Управление архитектуры и градостроительства администрации города Елизово выдало коммерсанту разрешение на  строительство двухэтажного здания магазина «Ткани». Срок действия был установлен до мая 2015-го, однако неоднократно продлялся.

В сентябре прошлого года предприниматель направил в управления заявление на получение разрешения на строительство по тому же елизовскому адресу сроком на три года. Однако ему отказали, поскольку там уже был построен объект капитального строительства, соответствующий параметрам проекта.

Суд установил, что на момент обращения коммерсанта с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазин «Ткани» уже был возведен. По мнению суда, действия предпринимателя представляют попытку легализации объекта, построенного без разрешения, что противоречит закону.

Кроме того, факт его обращения в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки. На этом основании Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Губернатор Камчатки назвал краевой центр «городом алкоточек»

28.03.2024
684
Губернатор Камчатки назвал краевой центр «городом алкоточек»

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов заявил, что в регионе прорабатываются ужесточённые требования к торговле алкоголем, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ».

«Я считаю, что нужно принимать законодательство, которое позволит запретить торговлю алкоголем на первых этажах жилых домов. Необходимо ужесточать требования с точки зрения времени продажи алкоголя и введения лицензирования оборота пива и слабоалкогольных напитков. Сейчас депутаты Законодательного собрания прорабатывают предложения. Нам нужно бороться с “наливайками” и тем, что у нас Петропавловск-Камчатский превратился в город алкоточек», - сказал Солодов.

Сейчас в Камчатском крае действует запрет на продажу алкоголя в следующие праздничные дни: 25 января – День российского студенчества; 1 июня – Международный день защиты детей; последняя суббота июня – День молодёжи; 1 сентября – День знаний либо иной день, в который проводятся торжественные линейки в общеобразовательных организациях, посвященные началу учебного года; 11 сентября – Всероссийский день трезвости.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 5090 След.