Если есть волны, должен быть и серфинг

Если есть волны, должен быть и серфинг

19 мая 2017 15:50
10958

Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
Фото из архива Антона Морозова

Из цикла «Наши люди»

В минувшие выходные на Халактырском пляже состоялось открытие серф-сезона 2017. Событие вызвало большой интерес и привлекло много зрителей. Им не пришлось жалеть о поездке – открытие прошло зрелищно, в теплой душевной атмосфере, погода и океан радовали солнцем и отличными волнами. Но это не значит, что зимой серф-лагерь на берегу Тихого океана пустует. Зимний серфинг стал почти такой же известной и привлекательной особенностью Камчатки, как гонки на собачьих упряжках или восхождение на вулканы. А все потому, что среди наших земляков есть человек, страстно влюбленный в серфинг. Его развитие и продвижение он считает делом своей жизни и не жалеет на это ни времени, ни сил.

Антон Морозов – серфер и сноубордист, тренер, судья международной категории, участник и организатор множества соревнований вплоть до этапа Чемпионата России по серфингу. Олимпийский факелоносец, промчавшийся с факелом на сноуборде по склону Авачинского вулкана. Основатель лагеря и школы серфинга и сноуборда Snowave – первой школы серфинга не только на полуострове, но и во всей России. Совершенно справедливо Антона называют родоначальником и идеологом камчатского серф-движения. Участник проекта «Surf in Siberia», открывающего миру прелести серфинга в России, в том числе и зимнего. К примеру, во время съемок одного из фильмов этого проекта его автор Константин Кокорев и Антон Морозов съехали с горы на сноуборде прямо на берег океана, переоделись и отправились кататься на волнах. Температура воздуха была – минус 14, воды – минус два градуса.

Этот, без сомнения, крутой парень, бесстрашный экстремал, непрерывно бросающий вызов суровой стихии и собственным возможностям, опытный организатор и спортивный педагог, в общении раскрывается как удивительно скромный, добрый и проникновенный человек. С первых слов становится ясно, что за его спортивными достижениями стоит нечто большее: внутренняя, духовная наполненность и глубокое единение с природой в ее наиболее мощном проявлении – с Тихим и Великим океаном.

Возможно, все дело во впечатлениях раннего детства. Антон родился в колхозе Октябрьский, в 20 километрах от одноименного поселка, и жил там до пяти лет. Колхоз (который давно уже смыло волнами) располагался на длинной косе между рекой Большой и Охотским морем. Никаких развлечений для детворы там не было, кроме волн. С ними можно было играть, кидать камни, убегать, наблюдать... Все время промокший и возле моря – так вспоминает Антон первые годы жизни. И сейчас, будучи уже опытным серфером, признается: каждую встречу с океаном он ждет с большим волнением, и всю ночь перед поездкой видит во сне волны.

...и всё во мне изменилось

- Антон, как прошло открытие сезона? Какие интересные события ждут серферов этим летом?

- Все сложилось просто идеально. Был суперкрасивый рассвет, и волны подходящие. Мы впервые предложили открыть сезон катанием в деловых костюмах, и ребята откликнулись – на гидрокостюмы надели пиджаки, галстуки, брюки, было очень здорово, всем понравилось. Много людей приехали поддержать акцию «Чистый океан» и убрать мусор с пляжа – за что им спасибо огромное. С небольшой территории вывезли около 50 мешков, но остальной пляж все еще очень грязный, и хотелось бы организовать большую акцию по его уборке.

Этим летом, с 22 июля по 6 августа, мы ждем иностранных туристов и гостей со всей России на фестиваль «Kamchatka Republic». В августе будет еще одно событие – отпразднуем день рождения нашей школы, которой исполнится 7 лет. Мы создали ее в 2010 году, а жить на океане стали еще раньше, с 2005 года.

- С чего началось твое увлечение серфингом? И почему он стал для тебя главным делом жизни?

- Мне в руки случайно попала видеокассета с фильмом «В руках божьих» (фильм 1998 года Залмана Кинга, более известный под названием «Волна страсти» - прим. авт.). К тому моменту я уже катался на горных лыжах и сноуборде, смотрел фильмы о райдерах, в том числе и о серферах, но именно этот фильм, с философскими беседами героев о серфе, зацепил меня настолько, что я понял: хочу попробовать залезть в океан в костюме с доской. Я знал, что эти вещи есть у «старой банды», Максима Балаховского и его друзей – они первыми стали развивать сноуборд на Камчатке. Кататься на волнах они тоже пробовали, но у них ничего не получилось. Серфинг – это сложно, им нужно заниматься постоянно: изучать природу, волны, тренироваться. В общем, я попросил доску и костюм и одним весенним днем зашел в океан. Я не имел никакого представления, как и что делать, но всё во мне изменилось. И я понял, что без этого больше не смогу.

Было, конечно, суперсложно. Ни я, ни мои друзья, не знали о серфинге ничего. Мы боялись заплывать далеко – барахтались в пене возле берега, а красивые и правильные волны были гораздо дальше. Сейчас смотришь на старые фотографии – смешно, но мы воспринимали наши попытки очень серьезно, и так продолжалось около пяти лет. Впервые я уверенно встал на доску только на второе лето. А сейчас учу людей базовому курсу по специальной методике, и человек может встать с первого раза. Иногда даже завидую – мы потратили на это так много времени!

- Но оно прошло не впустую – ты же стал настоящим серфером.

- Вначале я учился всему сам и очень хотел передать это отношение к океану, к волнам своим друзьям. В моей душе и в сердце горела искра, и я бегал, как сумасшедший, за людьми, затаскивал их в океан: попробуйте, как классно. Но, поскольку у нас плохо получалось, даже друзья относились к этим попыткам скептически и искали проблемы не в себе, а в окружении. В данном случае – говорили, что у нас волны плохие, океан ледяной, в общем, кататься нереально. Все же видели в телевизоре, что серфинг – это когда загорелые парни в шортах едут на гигантских волнах, а на пляжах пальмы растут. А я верил: если есть волны – будет и серфинг.

И я понял, что нужно делать. Полетел за границу, набираться практики в школах, работал там бесплатно, перенимал навыки и методики. Когда почувствовал уверенность, мы открыли свою школу. На тот момент я уже был тренером по сноуборду, и пришла идея зимой учить людей кататься на сноуборде, а летом – на серфе. Эта простая мысль выросла в нашу камчатскую серф-историю. Все развивалось постепенно, и это заслуга не только моя, а всех ребят, которые меня поддерживают. Мы снимали фильмы, выкладывали фото и видео в интернет, и привлекли много людей из России и не только. Камчатка в мировом серфинге очень известное место. Парадокс в том, что за рубежом о ней, как о месте, где можно кататься на волнах, узнали раньше, чем в России и даже раньше, чем местные жители. Судьба какими-то путями привела сюда Марту Мадсен, родом она с Гавайев, но уже лет 20 живет на Камчатке. И все иностранцы, увлеченные серфингом, приезжали на полуостров через нее. Я очень благодарен этой женщине, сыгравшей большую роль в открытии иностранцами камчатских волн. Еще в 2003 году сюда в поиске новых мест приезжал легендарный серфер Том Каррен. Тогда мы об этом не подозревали, но позже увидели фильм о его путешествии по Камчатке и убедились, что она – мечта для серферов.

В 2012 году прилетал с группой калифорнийцев Крис Буркард, очень известный серфер мирового уровня, и мне повезло: я с ними работал, жил и катался. Потом они выпустили видеоматериал, после которого вообще все о Камчатке заговорили.

В 2014 году здесь прошли мировые соревнования Nixon Surf Challenge. Этому проекту 15 лет, он каждый год проводится в различных необычных и малоизведанных местах, и среди них выбрали Камчатку. В 2015-м в наш лагерь приезжала заграничная съемочная группа, которая снимала кино о серфинге, и мы принимали в этом участие. Это очень интересный опыт, и важно, что наш лагерь стал по сути международным.

А что касается известности в России – конечно, все это прокачали наша школа и мы. Сейчас люди сюда тянутся, и бывает, что между Бали и Камчаткой выбирают наш полуостров, потому что серфинг здесь дополняется вулканами в снегу, черным песком, той особой аурой, о которой все говорят. Все это вместе делает наш край фантастическим местом, и даже иностранцы, которые уже 20-30 лет путешествуют по всему миру и повидали много удивительных мест, поражаются красоте Камчатки. И говорят, что здесь суперместо.

Зимний серфинг – награда для сильных духом

- Насчет красоты, конечно, не поспоришь. Но как быть с температурой? Ведь у нас даже летом, мягко говоря, прохладно.

- Наверное, я вас удивлю, но наша океанская вода на самом деле не холодная, и в мире много мест, похожих по условиям, где процветает серфинг. Вода у Халактырского пляжа летом прогревается в среднем до 15 градусов, а, например, в Марокко и Португалии – 16-17 градусов. Приезжие туристы видят вулканы в снегу и думают, что вода просто ледяная, а потом сильно удивляются, что она иногда даже теплее, чем, например, в северной Калифорнии или в южной Африке ниже Кейптауна. В целом в гидрокостюмах катается гораздо больше людей, чем в шортах. Все популярнее становится зимний серфинг, и мы уже 5-6 лет катаемся в по-настоящему холодной воде. Как и любители зимнего катания в Норвегии, Исландии, Ирландии, на Аляске, в Канаде. А тем, кто говорит летом: «У вас холодная вода», мы предлагаем зайти в океан зимой, когда температура воды от плюс до минус двух градусов.

- Но что заставляет кататься зимой, в ледяной воде, ведь и без того кругом снег и холод?

- Сначала все воспринимали зимний серфинг, как какое-то безумие. Но для меня в нем важны две вещи. Мне хотелось испытать себя, свой организм. И я почувствовал, что зимой он работает по-другому. Сначала были страхи, я боялся уплывать далеко, думал – замерзну. Тогда еще у меня не было специального толстого гидрокостюма, и действительно – руки и ноги замерзали жутко, но я не сдавался, мне нравилось это преодоление собственных границ. Постепенно я адаптировался к холоду.

А еще зимой очень красиво, летом такого не увидишь. Я забываю обо всем, о холоде, о времени, даже о серфинге, просто качусь по волнам и растворяюсь в суровых пустынных заснеженных пейзажах. В них есть непередаваемая магия. Стараюсь заставать рассветы – они зимой просто нереальные. В холодном прозрачном воздухе краски просто сумасшедшие! Поэтому летом я иногда мечтаю: скорее бы снег выпал.

Семейное дело

- Антон, рано утром ты ездишь на океан, потом отправляешься в Вилючинск проводить тренировки по сноуборду, занимаешься делами школы Snowave и воспитываешь маленького сына. Как хватает сил на все?

- Да, я встаю в 5.30 – 6 часов, и кроме того, что вы перечислили, провожу тренировки на баланс-бордах, отвечаю на письма туристам и стараюсь помогать жене. Как я выдерживаю этот ритм? Не могу ответить. Но я уже к нему привык. В этом расписании нет ничего, от чего я мог бы отказаться. Работу в спортшколе в Вилючинске не хочу бросать (хоть зарплата тренера в России смешная), потому что мне нравится заражать детей любовью к спорту, нравится, что они становятся здоровее, выносливее, сильнее. Плюс к этому стремлюсь воспитывать у них правильное отношение к природе, даю много информации о лавинах, о снеге, детям это интересно.

- Слышала, что своего сына ты поставил на доску раньше, чем он научился ходить.

- Да, мы его ставили на скейт, как только он научился стоять. Толкали, он вставал в какую-то такую правильную стойку и ехал метров 10. Мне кажется, так можно любого ребенка поставить, нужно только заниматься. Я вместе с ним занимаюсь на баланс-борде, думаю, это сказывается.

- Он живет с вами на океане?

- Марку только исполнилось два годика. Прошлым летом он часто приезжал на день, а ночевать будет уже с этого года. Он уже примерял гидрокостюм, вместе с нами заходил в воду, я сажал его на доску во время отлива, он по ней ползал, потому что еще ходить не мог. Потихоньку адаптируем. Когда в этом году мы его привезли на открытие сезона, видно было, что ребенок очень соскучился по океану. Бегал, кричал от радости что-то волнам, падал в песок, по лагерю ходил, как директор, и не хотел уезжать.

- Жена разделяет твое увлечение и образ жизни?

- Марина – моя главная помощница и единомышленница. Мы вместе с ней открыли школу, она ведет всю административно-организационную работу, борется с бюрократической машиной, когда это необходимо, ищет возможности для субсидирования и т.д. Марина полностью разделяет мое отношение к школе – это не коммерческий проект, главная наша цель не зарабатывание денег, а развитие серфинга, вдохновение людей, передача этой культуры следующему поколению. Все, что нам удается заработать, мы вкладываем в обустройство лагеря. Сейчас там есть домики, вода: душ, туалет, можно нормально приготовить еду. Кстати, у нас очень хорошие помощники, начиная от родителей и друзей и заканчивая волонтерами, моими учениками из Вилючинска, которые каждый год с огромным нетерпением ждут лета, чтобы приехать на океан, помогать строить лагерь и учиться серфингу.

В родстве с океаном

- В 2015 году серфинг был признан официальным видом спорта в России, в 2016-м вошел в олимпийскую программу. Есть ли у тебя цель выступить на Олимпиаде или подготовить для этого юных спортсменов?

- Я сделал выбор остаться здесь и развивать школу. Чтобы развиваться самому как спортсмену, нужно постоянно тренироваться, нанимать тренеров, летать по всему миру. Это серьезная работа, требующая больших денежных затрат. А у нас, в общем-то, государственной поддержки нет, мы сами ищем спонсоров... Кроме того, не хочу оставлять семью на время разъездов. Так что буду решать не менее важную задачу: готовить к следующей Олимпиаде детей. Технически это очень сложный спорт, и чтобы сделать известных спортсменов, способных выступать на серьезном уровне, нужно тренировать их с ранних лет. Привлечение в серфинг детей, кстати, в планах не только на Камчатке, а вообще в России. На данный момент у нас пять регионов, где стремительно развивается серфинг. Главный из них – Камчатка. А еще – Владивосток (у них волны редки, но они проще, чем у нас), Сахалин, Санкт-Петербург, Сочи, Крым и Калининград. Это довольно большое сообщество, и мы вместе создаем всероссийскую историю серфинга.

В мире есть очень интересные примеры обучения детей. В Португалии серфинг входит в школьную программу физкультуры, как у нас лыжная подготовка. В Калифорнии созданы несколько школ, где дети наряду с основными предметами изучают не только серфинг, но и все, что связано с океаном, с волнами. Это очень круто – когда в расписании стоят математика, английский язык и «океановедение». И серфинг, естественно. Он очень хорошо воспитывает именно отношение человека к природе. Океан – живая стихия, удивительный и мощный организм. Для маленького человека он полон страхов и кажется непредсказуемым, поэтому те, кто начинают кататься с детства, очень сильны духом. И, конечно, невероятно крепки физически. Тело приходит в отличную форму, когда ты целыми днями гребешь и катаешься.

Беседовала Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото из архива Антона МОРОЗОВА

19 мая 2017 г.

  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова
  • Если есть волны, должен быть и серфинг. Фото из архива Антона Морозова

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Камчатские спортсмены на соревнованиях по ски-альпинизму выиграли 42 медали

22.04.2024
519
Камчатские спортсмены на соревнованиях по ски-альпинизму выиграли 42 медали

В Елизове на горе Морозной завершились Всероссийские соревнования по ски-альпинизму. Камчатские спортсмены на домашних соревнованиях собрали богатый «урожай» медалей, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом министерстве спорта.

С 15 по 20 апреля в крае прошли чемпионат и первенство России, заключительный III этап Кубка России и Всероссийские соревнования среди юношей и девушек до 19 лет по ски-альпинизму.

В соревнованиях приняли участие 85 спортсменов из девяти регионов России. Камчатские спортсмены завоевали 42 медали: 17 золотых, 15 серебряных и 10 бронзовых.

Дистанцию Авачинского марафона на Камчатке сократили из-за ранней весны

21.04.2024
2366
Дистанцию Авачинского марафона на Камчатке сократили из-за ранней весны

В столице полуострова разыграли награды Авачинского лыжного марафона-2024, сообщает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на организаторов соревнований.

Гонка состоялась 21 апреля, старт был дан на биатлонном комплексе имени Виталия Фатьянова в Петропавловске-Камчатском. Накануне марафона организаторы приняли решение об изменении маршрута и длины дистанций, сославшись на плохое состояние снежного покрова. Участникам, которые должны были преодолеть полный марафон – 60 километров, предстояло пробежать 50 километров. Лыжников, заявившихся на «Малый Авачинский марафон» длиной 30 километров, ждала дистанция в 25 километров. 

Победу в полном марафоне у мужчин сегодня одержал Данил Нелипа, выступающий в зачете за Москву и Приморский край. Он преодолел дистанцию за 1 час 56 секунд. Вторым на финиш пришел Андрей Ларьков из Зеленодольска. Лидеров на финише разделило меньше секунды. Лыжник из Перми Руслан Аблязизов завоевал «бронзу». Лучшим из камчатских спортсменов стал Константин Игнатьев, занявший 8 место.

У женщин в Авачинском марафоне лидировала Лариса Рясина из Москвы, преодолев трассу за 2 часа 7 минут. Второй стала представительница Сыктывкара Ольга Царева, а на третью ступень пьедестала почета поднимется камчатская лыжница Елизавета Еремеева.

«Впервые марафон был проведен в 1984 году и уже 12 сезонов является заключительным этапом Суперкубка лыжных марафонов Russialoppet. Участниками марафона были Алексей Прокуроров, Лариса Лазутина, Ольга Данилова, Нина Гаврылюк, Павел Ростовцев, Сергей Чепиков, Александр Легков, Илья Черноусов, Юстина Ковальчик, Ларс Бергер, Александр Ос и многие другие. Важная задача соревнований привлечь не только профессионалов, но и простых любителей, которые по выходным регулярно проходят на лыжах свои километры, и которые готовы «Добежать до Вулкана» в одной компании вместе с чемпионами мира и Олимпийских Игр», – говорят организаторы.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1375 След.