Петропавловская былина

Петропавловская былина

27 февраля 2015 23:35
3297

Петропавловская былина. Фото Василия Гуменюка, РАИ
Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ"

«Как бы предисловие. Эту былинку я обнаружила сегодня в одной из социальных сетей, где в основном встречаются вполне себе вменяемые люди. Почудилось, что есть в этой былине что-то из нашей петропавловской реальности. Вот и публикуем, вставив для порядка несколько запятых и кавычек…»,

- главный редактор «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» Гузель Латыпова.

Итак, былина

«Рассказал мне эту сказку один старик, память его к тому времени уже оставляла желать лучшего, поэтому названия мест и участников событий он воспроизводил с трудом. Ну, да нам это и не важно. Мы ж не нотариусы, нам не факт удостоверить, а так, сказочку послушать.

Итак, то ли было это, то ли не было, но жил в одном городе больно хитрый мужичонка. Город этот звался как-то на «П», или Петропавловск, или Сан-Паулу, или Париж. Хотя нет, точно не Париж… Ну, пусть Петропавловском будет. А мужичонку звали как-то на «М». То ли Мишка Городило, то ли Мойша Гопстоп, то ли Мафий Бессмертыч, не помню ужо, пусть Мафий будет, всё благозвучней.

Так вот, жил этот Мафий в Петропавловске, не тужил, и были у него хоромы каменные да дома доходные по всему городу разбросаны, и сдавал он те хоромы людям разновсяким, а те ему за то денег платили.

Только хоромы те были не Мафия, они этому самому городку принадлежали, ну тому, который не Париж. Злые люди говорили: «Этот Мафий, он себе на уме, три рубля за хоромы возьмёт – два с полтиной потратит на содержание хором да городскому казначею отдаст – а полтину себе в карман сыпет. А карманы те – бездонные!».

И стало как-то Мафию обидно: «Чегой-то я с казначеями городскими делюсь? Дома да хоромы, может, и не мои, а тоже – как посмотреть. Может, и мои, не один год их я содержу со своими приказчиками. Я решаю, кого в какие хоромы поселить, с кого сколько денег взять, кому продать подвал в доходном доме, а кому и кукиш с маслом! Я здесь главный, теперь я всё решать буду!».

Долго ли коротко ли, но случилось так, как Мафий задумал. Стало это имущество не городу принадлежать, а каким-то трём буквам. То-ли ЕЛЬ, то-ли ЧАЙ, иль ЕГН какое – чёрт его знает, не помню. А взамен Мафий городу резаной бумаги дал – и сказал: «Хоромы и доходные дома эти теперь не ваши, а та бумага, что я вам дал – она любому подтвердит, что хоть хоромы вы свои и потеряли, а ТРИ БУКВЫ – на век ваши. А для присмотра за мной, - говорит Мафий, - поставьте своих доверенных людей, чтобы видели вы, что я не озорничаю и лишнего себе не беру». Только люди эти из бывшей челяди его оказались, и по старой привычке не о городе и его достатке думали, а как бы Мафию угодить.

Тут-то настало Мафию счастье: в казну городскую платить не надо, сам себе на что хошь разрешения выписывает, а когда боязно – позвал тех доверенных людей, что от города за ним присмотр поручен из числа его холуёв – и велит им хозяйским рыком: «А нутко челядинцы, примите как-бы от себя решение, чтобы я вон тот домик продал или денег себе больше взял. Да не забудьте, пёсьи морды, на бумаге всё это изложить! Зря я вас что ли дармоедов кормил все эти годы?».

Так и повелось: катается Мафий Бессмертыч в масле, да на челядь свою покрикивает. Казалось бы – ну чего тебе ещё надо? Ан нет, человек такая скотинка – из всех скотинок самая неразумная. Ей завсегда чевой-то не хватает. Вот и Мафий уж на что разумен был, а на власть позарился. А с другой стороны и правда: остальное-то всё есть ужо, чего ещё хотеть-то?

Одна досада, была у ентого мужичонки особенность такая – не выносил он яркого света, поэтому если делал чего Мафий днём, то или под ковром прятался, или за чьей-то широкой спиной. Люди говорили, что если на него свет дневной упадёт – сгорит Мафий, как есть сгорит, потому то многие про него слышали, да мало кто видел. А с таким, пусть и небольшим, но недостатком, во власти делать нечего. Там же людям и при свете дня врать нужно, никак без этого.

Сел Мафий думу думать, как ему с бедой этой быть. А пока думал, заграбастал под те три буквы (ну те, куда ещё бывшие городские хоромы спрятал) у города ещё домов доходных и ночлежек всяких, якобы в управление, и посадил там своих приказчиков, чтобы только ему обо всём доносили и подчинялись. А всех прочих выгнал взашей.

На ту пору у Мафия в его трёх буквах в одной из хоромин мужичок квартировался. Телеги починял, колёса им смазывал. Ну как починял? Нанял басурман за гроши, те чинили как могли, а мужичок тот втридорога с хозяев телег за ремонт драл. Тем и жил. Люди говорят что в роду у того мужика или разбойники были, или тролли. Потому как тягу к мостам он имел неимоверную, и голову как колено гладкую.

Звали мужика того как то заковыристо – то ли Костей Слышко, то ли Кощей Едро, а иные просто Слыщ звали, ну и мы так его величать станем для краткости.

И вот, сошлись Мафий со Слыщём, прикипели друг к другу, видать души у обоих родственные, до чужого падкие, на расходы жадные. И говорит Мафий своему другу: «Слышь, Слыщ, есть у меня мечта одна потаённая, всё у меня есть, только власти не хватает, и есть у меня один недостаток тайный, по причине которого мне мечты своей не достичь. Давай-ко я тебя в выборные люди подвину, помогу тебе хоромы, что ты в моих трёх буквах занимаешь, подешевше забрать, а ты за то голосом моим станешь, будешь делать как, и что я скажу, тогда и тебе прибыль с уважением придет, и я как бы через тебя власть получу».

Слыщ ему отвечает: «Боязно, Мафий! Я-то что!? У меня за плечами школа церковно-приходская и ума на полголовы, а там вона – важные господа и товарищи среди выборных людей сидят. У них и ума палата, и университеты да консерватории оне всякие пооканчивали… Куда мне среди них! Кто меня там слушать будет?».

Отвечает ему Мафий: «Ты Слыщ, ты не дрейфь. Сейчас-то может там и умные среди выборных сидят, однако идут к ним на смену другие, медведем меченные. Они и потупее, да и посерее нынешних, ты среди них не только не затеряешься, но и за главного со временем сойти сможешь! Эти медвежьи люди хоть и не умны шибко, зато единством сильны, ты главное сразу к ним как репей цепляйся. А пока иди, деньгой помогу и с хоромами поддержу, пооботрись в коридорах терема властного, да мне там дорожки поразведай, связей нужных раздобудь. А я тебе со временем своих холуёв потолковее подошлю, они тебе во всём опорой станут». На том и порешили.

Пошёл Слыщ в люди выборные, и так его там по первому времени шпыняли и пинали за необразованность и глупость его тёмную, что даже выборные люди и их помощники, что сердцем помягче, начали его жалеть и помогать во всём. Ну, да Слыщ, не будь дураком, ничего не забыл, и всем им со временем потом за это отомстил, потому как, по его разумению, нечего во власти с мягким сердцем да с мозгами делать.

Прошло время, и случилось, как Мафий Бессмертыч задумывал. И стал Слыщ в этом городке не просто человеком выборным, а из медвежьих людей главным, хотя никто из них ни одной его заслуги перед городом припомнить так и не смог. А среди тех людей, медведем меченных, он тех, кто ему по сердцу, отбирал, и к Мафию на три буквы отправлял. Тот этих людей на кормление пристраивал. Ну и Мафий, конечно, челядинцев своих к Слыщу да к управлению городом пристроил для помощи: и Витальку Мордоборода, и Толяна Балабола, и Коську Брызгана и прочих многих. Витальку Мордоборода они даже наместником в городе посадить смогли. Правда, пришлось для этого одной барыне полоумной, что раньше Мафию со Слыщём помогала, из терема белокаменного на пенсию съехать. Ну, да не она одна пострадала, чтобы у этих двух всё как задумали получилось…

С тех пор этот или Мафий Бессмертыч или Мишка Городило стал в городе властвовать безраздельно, Слыщу-то много не надо, ему цепочку позолоченную бросили, да на кресло высокое посадили – почёт тебе говорят да уважение, только под ногами не мешайся.

Вот только хозяином Мишка так и не стал. Потому что хозяин – он ни грязи, не беспорядка в доме не терпит, целыми днями думает: где что поправить или лучше сделать, и Мойша-Мафий только о своей мошне, да о власти печётся, а на хозяйство ему плевать, как и его приказчикам – не тому они обучены.

Спросишь ты меня: «И как же долго такое на Руси и в нашем городе твориться будет?». А я тебе вот что скажу. До тех пор такое будет, пока простой люд не очнётся и не станет в выборные люди тех из себя избирать, о ком или о делах его лично знает. Да, когда люди наместника сами себе по своему разумению избирать начнут, а не по чужой указке. И когда поймут – человек, медведем меченный – ещё не медведь, даже если рычит страшно и руками, как лапами, машет.

Вот тогда-то и прогонят и Слыща, и Мафия, и всех холуёв их. И возьмут снова в свои руки и город свой, и казну его, и все хоромы с доходными домами на горожан работать станут, а не на этих хапуг, дармоедов и бездельников.

Павел Петрович Бажов

(Любые совпадения с реальными персонами – абсолютная случайность – Прим. ред.)

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Легенды камчатских гидов

26.11.2023
6922
Легенды камчатских гидов

Жители России не так давно «распробовали» туристическую Камчатку. Оказалось, что если подходить к отдыху с головой, то «потусить» на полуострове получается не сильно дороже, чем съездить, например, в Турцию. Да, сервис попроще, зато какое единение с природой.

На улицах Петропавловска-Камчатского мы наблюдаем приметы того, что наш город постепенно превращается в туристическое место. Сувенирные лавки, «визит-центры» и указатели достопримечательностей органично вписались в ландшафт из кофеен, ларьков с шаурмой и рекламных вывесок.

И всё чаще встречаются на нашей земле организованные группы пестро одетых людей с рюкзаками. Как маленькие яркие утята, верно следуют они за своей мамой-гусыней – гидом-экскурсоводом (который, как мы знаем, должен быть аккредитованным и аттестованным), готовым раскрыть гостям Камчатки все её тайны.

А тайн много, и каждый гид стремится рассказать людям что-то необычное, выудить из архивов неизвестные ранее факты, узнать какие-то научные интересности и устроить туристам интерактив с очередным подвязыванием ленточек на очередное несчастное дерево или с собиранием пирамидок из камней.

Пирамидки, кстати, на Камчатке «прижились» не так давно. Древние масоны тут никогда не жили, в контактах с египтянами наши коренные жители не замечены и складыванием камней в стопочки в промышленных масштабах никогда не занимались. Но, как вездесущие одуванчики прорастают на всех проложенных человеком дорогах, так и пирамидки начинают расти на всех туристических тропах.

Откуда эта традиция пошла, сейчас, наверное, уже никто не скажет, но характерные стопочки плоских камней можно встретить от Карелии до Непала. В каждой местности трактуют этот ритуал немного по-разному, камчатские гиды обычно сходятся на том, что пирамидка – домик для духа, которому можно загадать желание. И чем выше пирамидка, тем охотнее дух будет это желание выполнять, будто делать ему больше нечего.

Встречается ещё вариант, что на каждый камень, положенный в пирамидку можно загадать отдельное желание. А ещё складывание камней – отличный повод превратить трехчасовую экскурсию в четырехчасовую.

В пирамиду камни складывать можно, а вот забирать с собой – нельзя (их нужно покупать за большие деньги в сувенирных магазинах), потому что они являются частью духа вулкана и будучи оторванными от него приносят несчастья. Легенда тоже не новая. Где-то в глубинах интернета встречалась история о том, что первыми её придумали гиды и водители автобусов, которые возят туристов на Везувий.

А дело всё в том, что большинство «сувениров» туристы банально забывали в автобусах, и бедным водителям приходилось выгребать из салона по паре сотен килограммов булыжников в конце каждой смены.

Очень популярна в сети и легенда про вулкан Мануа-Лоа. Каждый, кто утащит с этого гавайского вулкана даже небольшой сувенир рискует обрушить на себя гнев богини Пеле, и несчастья будут преследовать бедолагу до тех пор, пока все камни не будут возвращены на место. Дошло до того, что сотрудники местного природного парка регулярно получают по почте посылки с вулканическими камнями от тех, кто хочет загладить свою вину перед гавайскими богами.

У нас в России примета с камнями популярна на Байкале. По преданию, каждый камень там имеет свою энергетику и является частью уникальной ауры озера. Помимо ущерба для ауры туриста, такой сувенир может причинить и ущерб для кошелька.

Байкал – памятник природы и дотошный сотрудник природоохраны имеет право выписать вам штраф за попытку украсть кусочек этого памятника. Наличие недоброй ауры в вулканических камнях с Толбачика мы не проверяли, но вот кусочки от гейзеров точно отколупывать не советуем.

Кроме примет и верований, каждый турист жаждет прикоснуться к знаниям о той уникальной земле, по которой путешествует. Особенно когда поездка долгая, интернета на федеральной трассе нет, камни все уже собраны, ленточки повязаны, а евражки накормлены (напоминаем, что кормить евражек нельзя).

И вот тут начинается самое интересное. У каждого гида в запасе должно быть много часов занимательных историй из собственной практики, а также обширные знания по истории, культуре, географии, геологии и животном мире Камчатки. И знания эти зачастую могут удивить даже самых академичных академиков и самых культурных культурологов.

Например, вы знали, что Камчатка названа по одноименной фамилии партизана? А удостоился он этой чести за то, что сжёг японский китобойный завод, который располагался на полуострове. Не знали? Вот и мы не знали. А целый автобус туристов теперь знает. И, скорее всего, не один.

Да, на Камчатке действительно много «партизанских» топонимов, даже целый город есть, в названии которого ни один москвич никогда не сможет правильно поставить ударение. И одна из версий происхождения названия полуострова, озвученная Борисом Полевым, действительно рассказывает нам про землепроходца Ивана Камчатого, по фамилии которого (опосредованно, сначала так была названа река, а уже по реке назвали полуостров) Камчатка получила своё имя. Но Камчатый и партизаном не был и за сжиганием японских заводов не замечен.

Про пирамиды анунаков в центральных районах полуострова, мы, пожалуй, рассказывать не будем, про них вам в Милькове любой проводник расскажет. А вот про «ученых из ООН», которые в 90-х приехали на Камчатку и «огромным сверлом просверлили Корякский вулкан, чтобы он точно не взорвался», пожалуй, упомянуть стоит. Сверлили, кстати, не просто так, а чтобы из вулкана вышло всё лишнее давление. Возможно, именно они спасли Петропавловск от катастрофического взрыва Коряки, который нам предрекали московские специалисты в 2014 году. Они просто не знали, что «ученые из ООН» уже обо всём позаботились.

Кстати, сверлением вулканов занимались не только они. Ведь ветряки, которые сейчас стоят в поселке Октябрьский тоже изначально планировали поставить… на вулкане. Прямо на вершине Авачинского. Там даже подготовили площадку, но Авача начала извергаться, и ветряки увезли в Октябрьский.

После таких увлекательных историй уже не кажутся странными нестыковки во времени, превратившие коряков в атлантов («10000 лет назад там, где сейчас находится Камчатка было неглубокое море (…) а коренные народы заселили полуостров 15000 лет назад) и секретный тоннель для подводных лодок из Вилючинска, по которому они могут незаметно выходить в океан.

Проект канала из бухты Крашенинникова напрямую в Тихий океан действительно был. По словам камчатских историков, ещё Муравьёв-Амурский предлагал перенести Петропавловск на другую строну Авачинской бухты. А канал предназначался для того, чтобы флот мог незаметно выйти на оперативный простор и зайти к неприятелю с тыла.

Вообще, на Камчатке хватает и настоящих историй, в достоверность которых верится с трудом. Лосей вертолётом в центральные районы полуострова действительно завозили. В сети доступны мемуары тех, кто участвовал в этом процессе. И бобров в Мильково разводить пытались. И карась в Усть-Камчатске действительно водится. А ещё у нас чуть не построили атомную электростанцию. И луноходы на Толбачике испытывали.

И как в таких условиях простому туристу отличить настоящие истории от плодов бурной фантазии экскурсовода? Только перепроверять каждый факт в надежных источниках. А зачем перепроверять, если у гида удостоверение есть? Он же умный, он же экзамен сдавал, аттестацию проходил (но это не точно).

Так и бродят по русской Атлантиде имени борца с китобойными заводами грустные заграничные ученые с огромной дрелью и думают, куда бы ветряки воткнуть. Возможно, мы о них ещё услышим, ведь впереди новый туристический сезон и новые занимательные легенды.

Афанасий Хомячков, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», фото из архива автора.

Этнодеревню в центре Петропавловска-Камчатского должны снести до конца октября

14.10.2023
10525
Этнодеревню в центре Петропавловска-Камчатского должны снести до конца октября

Как стало известно агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», до конца октября в центре Петропавловска-Камчатского должна быть демонтирована так называемая этнодеревня, которая, по мнению большинства жителей столицы Камчатки, не украшает, а портит город. Несколько лет назад застройщика от надзорных органов защищал сам полномочный представитель Президента России Юрий Трутнев.

Официальной информации о том, что сейчас происходит с этнодеревней, нет. Но, по данным источников информагентства в краевом правительстве, снести портящий вид центра города объект губернатор Владимир Солодов решил после того, как поступило предложение от руководства одного из крупных российских банков построить на этом месте что-нибудь более привлекательное, как с архитектурной, так и с эстетической точки зрения. Известно, что проект по демонтажу финансируется этим банком через Фонд «Будущее Камчатки». По имеющимся сведениям, владельца этнодеревни, компанию «Павлин», убедили пойти на переуступку и снос объекта, за что он получит, по разным данным, от 90 до 130 млн рублей. Этнодеревня должна быть полностью демонтирована до конца октября, в противном случае ООО «Павлин» будет обязано выплатить серьезную неустойку.

По неподтвержденным данным, бывший владелец этнодеревни намерен продать хотя бы часть демонтированных сборных строений. Будет ли восстановлена разрушенная в ходе строительства береговая линия озера, пока неизвестно. Также власти Камчатки пока официально не озвучивали, что планируется построить на освобожденной территории. Говорят о создании детского игрового центра, где в том числе, должны быть центр КМНС, мастерские и выставочное пространство.

Как сообщалось ранее, камчатская общественность уже несколько лет недоумевает по поводу появления на берегу живописного озера в центре Петропавловска объекта, названного «этнодеревней». Строительство объекта в водоохранной зоне резидентом ТОР «Камчатка» ООО «Павлин» началось в 2016 году со скандала. Работы не раз останавливала природоохранная прокуратура из-за экологического вреда, отсутствия разрешения на работы, а также изменения планов на использование участка. Экологи и общественники возмущались, что губернатор Владимир Илюхин отдал застройщику участок земли без согласований, экспертиз и общественных слушаний. Но в 2017 году точку в дискуссиях поставил полпред президента Юрий Трутнев, который приструнил региональные управления федеральных органов и призвал не допускать необоснованного административного давления на бизнес. Инвестор после этого окрика продолжил строительство, не опасаясь общественного или государственного контроля. Распоряжением губернатора Камчатского края проект был признан масштабным.

Заявлялось, что инвестор вложит в строительство «культурного и туристического объекта в составе гостиничного комплекса с объектами питания, а также объектов развлекательного и познавательного характера на общей площади 13 000 кв.м» около 260 млн рублей и обеспечит занятость не менее 70 работников.

К 2019 году на берегу уникального озера было сооружено несколько строений, в том числе, гостиница и ресторан. «Архитектура» объекта напоминает сборные загородные дома зажиточных россиян 90-ых. А обещанная национальная деревня так и не появилась. Более того, на берегу живописного озера было построено вовсе не то, что презентовалось на красивых картинках в 2016 году, так как застройщик, похоже, позволил себе значительное отступление от первоначального проекта, явно допустив архитектурную и ландшафтную самодеятельность.

Озеро Култучное расположено в самом центре Петропавловска-Камчатского и является, по сути, одним из главных украшений города. Когда-то озеро имело рекреационное и рыбохозяйственное значение: в него заходили кижуч, голец, корюшка и сельдь. Озеро имеет длину 815 м, ширину — 283 м, глубины в озере достигают 6–7 м.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 105 След.